Рейтинг@Mail.ru
Канингем: с курением можно бороться с помощью сигаретных пачек - РИА Новости, 20.07.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Канингем: с курением можно бороться с помощью сигаретных пачек

Читать ria.ru в

Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе с курением рекомендует производителям сигарет в России заменить на сигаретных пачках фразы о вреде курения на графические изображения. Почему картинки о вреде курения, эффективнее текста рассказал корреспонденту РИА Новости Юлиане Годик главный аналитик Канадского общества по борьбе с раком Роб Канингем, участвовавший в создании антитабачной конвенции ВОЗ и законов о курении в Канаде.

- Роб, вы были одним из тех, кто инициировал появление графических предупреждений на сигаретных пачках в Канаде, когда это произошло и почему?

- Канада была первой страной, где вместо текстовых предупреждений на сигаретных пачках появились картинки. Это произошло в 2001 году. Инициатором все-таки было Министерство здравоохранения. Но к участию в разработке закона привлекали общественные организации, и я выступал в качестве юриста и аналитика, представляя Канадское общество по борьбе с раком. Позже мне довелось консультировать и другие страны по внедрению предупредительных картинок на сигаретах.

И тогда и сейчас я уверен, что эта мера очень эффективна, ее преимущество в том, что она не требует серьезных затрат от государства. Участие в антитабачной конвенции обязывает страны размещать на пачках графические предупреждения. На данный момент они введены в сорок одной стране, включая Европу, Австралию, Новую Зеландию, Бразилию, Перу, Уругвай, Панаму, Сингапур, Тайланд. США присоединиться к ним в ближайшее время.

- Почему вы так уверены в эффективности картинок?

- Картинка всегда более эмоционально заряжена. Она позволяет донести то, что не выразишь тысячью слов.

Обратите внимание – рекламные стратегии табачной индустрии тоже обращены к эмоциям, они продвигают не сигареты, а "способ" казаться мужественным или женственной, красивым, сексуальным, современным, успешным. Чтоб вызвать нужные эмоции табачники тоже используют "образы", созданные в графике, фото или видео. Это психология. Я убежден, что в борьбе с курением  будут эффективны эти же инструменты, но использованные во благо.

Фотография гортани или легких ракового больного на сигаретной пачке может эффективно работать как часть информационной кампании по профилактике курения. Картинка воздействует на курильщика каждый раз, когда он открывает свою пачку. Пачка – это маленький билборд, на котором изображены страшные последствия табачной зависимости. Это помогает разрушить привлекательность курения, тиражируемую табачной рекламой и воздержаться от курения тем, кто еще не начал.

Еще один плюс – картинка понятна даже не самым грамотным гражданам. Не думаю, что для иммигрантов в России тексты предупреждений на русском более убедительны, чем картинки.

Еще одним свидетельством эффективности картинок для меня является сопротивление табачной индустрии. Что только не придумывается, чтобы обойти закон. Заявлялось, что печать цветных фотографий на картоне технически не реализуема. Затем, в некоторых странах сигаретные пачки с графикой начали продавать в дополнительных бумажных футлярах. Конечно, таким образом покупателю сигарет не виден логотип бренда, но и картинки о том, что происходит с внутренними органами курильщиков, тоже не видны. А значит и не так страшно покупать. Графические предупреждения существенно снижают объемы продаж. Именно с этим борются табачные компании.

С 2001 года процент курящих в Канаде снизился с 24% до 18%. Конечно, таких результатов удалось достигнуть не только введением графики, но и поднятием налогов, цен и запретительными законами на курение в общественных зонах. Но 90% курильщиков признали, что заметили введение новых предупреждений. 44% из них подтвердили, что картинки заставляют задуматься о вреде, наносимом здоровью. И еще 38% из тех, кто решил победить никотиновую зависимость, сообщили, что именно "пугающая" графика на пачках мотивировала их бросить курить. Судите сами, эффективно это или нет?

- В разных странах используются разные изображения на пачках? Будут ли одни и те же картинки эффективны в Тайланде, в Испании и в России?

- Конечно, картинки могут различаться в зависимости от культурных особенностей страны. Но многие изображения будут убедительны в любом обществе. Вид беременной женщины с сигаретой и ребенка, страдающего от дыма, думаю, мало кого оставит равнодушным. Библиотека предупредительных картинок в Европе содержит 42 изображения. В Европе графические предупреждения введены в Бельгии, Швейцарии, Франции, Испании, Мальте, Норвегии, Великобритании, Турции, Румынии, Латвии. В Украине они появятся уже в 2012 году.

России можно будет использовать опыт своих соседей. Можно использовать предупреждения из европейской библиотеки, или, быть может, Россия разработает свои, более эффективные для ваших граждан.

Вообще при использовании предупредительной графики, должна быть регулярная ротация, иначе – возникает эффект привыкания. Кроме того, разные люди реагируют на разные послания. Поэтому мы рекомендуем использовать изображения, сообщающие о разных последствиях курения – раке, эмфиземе, заболеваниях сердца, пищевода, легких, нарушениях в половой сфере.

В Европе на пачках всех сигаретных брендов одновременно публикуются четырнадцать изображений, в Канаде шестнадцать. Каждая страна может обратиться к библиотеке и подобрать то, что будет более эффективно для ее населения. Бразилия, к примеру, для второго и третьего ротационного сета выбрала более жесткую графику, чем та, что использовалась вначале.

Мы рекомендуем размещать картинки с обеих сторон пачки, предпочтительнее в верхней ее части. Предупредительная графика должна наноситься не только на пачки, но и на упаковку сигаретных блоков, коробов.

И еще - очень важен размер изображения. На сегодня самые большие предупреждения на сигаретах в Уругвае – 80% на каждой стороне пачки. Последнее сообщение из Канады было о том, что предупреждение составит 75% площади упаковки сигарет. Австралия заявила, что в скором времени будут введены требования о предупреждениях, занимающих 50 % площади фронтальной стороны и 100% задней стороны пачки. Будет запрещено использовать цвет и дизайн в логотипах сигаретных брендов. Часть с информацией о бренде будет темно-оливкого цвета, название бренда – набрано простым шрифтом в черном цвете.

- В России 90 % опрошенных (исследование Российской экономической школы) признают вред курения. Надо ли информировать людей о том, что они и так знают?

- Наши исследования свидетельствуют, что даже если большинство населения признает курение вредной привычкой, для людей, страдающих никотиновой зависимостью, характерно преуменьшать риски, стараться не думать о них и обесценивать. Людям свойственно надеяться, что беда случиться с кем угодно, но не с ними. Так устроено наше сознание. Это тоже психология. Если спросить курильщика не просто "о вреде курения" а о том, какие конкретно заболевания ему грозят, не думаю, что он даст вам подробный отчет. Конечно, вряд ли только введением графических предупреждений можно победить эпидемию курения в России, но без этого – сделать что-либо полезное вряд ли возможно.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала