Возмущаться очередями в приемных Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии – привычное дело для всех, кому хоть раз приходилось регистрировать собственность. Резкие комментарии, рассказы о многомесячных ожиданиях уже ни у кого не вызывают вопросов, настолько они стали привычными. Однако глава Росреестра Сергей Васильев уверен, что негативные высказывания в адрес ведомства лишь частично отражают реальность. Иначе зачем в офисах Росреестра появляются веб-камеры, инфоматы, «электронные очереди», внедряются электронные услуги? О том, как Росреестр борется со своей застарелой болезнью, Сергей Васильев рассказал в интервью РИА Новости.
- Проблема очередей в приемных Росреестра была, есть и остается одной из главных тем для критики вашего ведомства… Что предпринимается, чтобы решить эту проблему?
- У нашего человека осталась привычка – прийти с утра пораньше. Это и создает многие проблемы. Даже в Москве, где нас часто критикуют, при выездах на места после обеда мы видим пустые окна. Такая же ситуация в подавляющем большинстве субъектов РФ. Есть регионы, где сроки регистрации документов в Росреестре сокращены, а проблемы очередей нет вообще.
Мы расширяем сеть приемных, которых у нас сегодня уже свыше 6,3 тысячи по всей стране. Такого количества нет ни в одном органе власти. В то же время благодаря внутреннему и внешнему мониторингу мы знаем о существовании так называемых "горячих точек". Это отделы Росреестра, в которых регулярно появляются очереди. Нами определено 180-200 таких проблемных отделений. В Москве и Московской области проблемы, что называется, на слуху, хотя в столице они практически решены.
- В ваших офисах не так давно появились веб-камеры, это метод борьбы с очередями или с коррупцией?
- Это мера помогает бороться и с очередями, и с "посредниками", которые предлагают ускорить оформление документов. Камера дисциплинирует в целом работников того отдела, где она установлена. Начальник отдела и сотрудники, которые там трудятся, знают, что я, министр, премьер-министр, любой гражданин можем в любое время посмотреть, что происходит в отделе в режиме он-лайн. Это стимулирует руководителей на местах создавать надлежащие условия для приема граждан – элементарный порядок навести, мусор убрать, поставить кондиционер, телевизор.
Да и некоторые простые граждане, живущие недалеко от приемной Росреестра, уже говорят, что смотрят на наличие очередей, и могут прийти позже, когда очередь сокращается.
Кроме того, мы оснащаем наши приемные инфоматами, во многих офисах Росреестра запущена система "электронной очереди", которая позволяет значительно сократить время ожидания приема и оптимизировать поток заявителей.
- Сейчас активно обсуждается создание многофункциональных центров (МФЦ), где в режиме "единого окна" предоставляются государственные и муниципальные услуги. Услуги Росреестра там тоже предоставляются?
- Разумеется. В некоторых МФЦ, помимо сотрудников Росреестра, мы размещаем представителей наших подведомственных учреждений. Это, конечно, помогает разгрузить наши офисы.
- Вы упомянули о внешнем мониторинге качества услуг, предоставляемых Росреестром. Как и кем он осуществляется?
- Да, помимо обязательного внутреннего мониторинга собственной деятельности у нас существует и внешний. Были заключены соглашения с крупными общественными организациями, такими как Торгово-промышленная палата, ОПОРА России, с тем, чтобы они дали независимую оценку нашей деятельности. Скоро заключим аналогичные соглашения с Союзом садоводов России и Ассоциацией юристов России. Работаем совместно с Высшей школой экономики. Все они составляют опросники и раздают их на выходе из наших офисов. Затем обобщенные данные по всей стране направляются к нам в центральный аппарат Росреесра.
Этим летом граждане, конечно, отмечали, что в помещениях душно. Для нас это сигнал – нужно оснащать отделы кондиционерами. Это касается и в целом оборудования залов, где люди ожидают своей очереди. Например, если стоит телевизор, удобные сидения, то заявитель с комфортом проведет время, ожидая приема.
В целом, эксперты нам ничего нового не открыли, мы о наших проблемах знали, просто благодаря такому внешнему мониторингу у нас появились приоритеты, мы знаем, где ситуация наиболее тяжелая, на что обратить особое внимание.
- Достаточно часто в интернете или даже в метро можно встретить рекламу с предложением помочь в оформлении документов и ускорить сроки регистрации в Росреестре. Как ведомство борется с такими "серыми" конторами?
- Ответ прост. Нет очередей – нет посредников. Появляются очереди - появляются и люди, которые хотят ими манипулировать. Конечно, предпринимаются различные меры для борьбы с очередями. Мы расширяем сеть наших отделов, но делать это до бесконечности невозможно. В некоторых населенных пунктах просто нет необходимых помещений. Кроме того, нужно увеличивать штат, а это дополнительные деньги.
Поэтому перед нами стоит глобальная задача – внедрение электронных услуг. Именно предоставление наших услуг в электронном виде позволит гражданам лишний раз не ходить в офисы Росреестра, а значит и очередей должно стать меньше.
В мае этого года для этих целей был запущен интернет-портал Росреестра, позволяющий получать услуги нашего ведомства в электронном виде. Уже сейчас более 280 тысяч человек воспользовались порталом, и с каждым днем количество запросов только увеличивается. Как пример, в Башкирии и Татарстане примерно до 20% запросов составляются в электронном виде. И проблема очередей в этих регионах просто отсутствует.
- Как продвигается формирование картографического материала в Росреестре?
- Мы провели ревизии, привели карты в порядок. При существовавшей ранее системе аэрогеодезические предприятия исполняли заказы и каждое держало у себя фонд, хотя по закону они должны были сдавать все материалы в центральный фонд. Мы все упорядочили, все поместили в Картографический фонд. Есть ФЦП (Федеральная целевая программа - прим. ред.), где предусмотрено создание и обновление карт того или иного масштаба, есть система ГЛОНАСС, в которой мы также принимаем участие. Мы все выполняем, укладываемся в срок.
Но есть проблема избыточных ограничений. Возьмешь карту - она секретная, а на самом деле ничего секретного в ней уже давно нет, она 40-50-х годов (прошлого века – прим. ред.). Но по старинке Генштаб, Военное топографическое управление сохраняют гриф "секретно". И концепция, которая разработана совместно с Минэкономразвития, предусматривает решение этой проблемы.
- Вы упомянули Концепцию развития отрасли геодезии и картографии в РФ до 2020 года. Как вы оцениваете состояние отрасли в настоящий момент?
- Площадь Российской Федерации огромна, а карты нужно обновлять хотя бы раз в три года. Ситуация в Роскартографии, которая вошла в состав Росреестра, сложилась следующая: последнее 20-30 лет было недофинансирование отрасли. В результате на огромном рынке возникло множество частных и получастных компаний. Но они заходят с передовыми цифровыми технологиями, а мы работаем на старом оборудовании. Конечно, мы отстаем. Для того, чтобы делать карты, нужны летательные аппараты соответствующего уровня, желательно свои самолеты, со специальными камерами и оборудованием. Поэтому и была разработана Концепция развития отрасли геодезии и картографии. Она согласована с Минобороны, с ФСБ, со всеми федеральными органами, сейчас находится в администрации президента, и надеюсь, что скоро она будет подписана. Также есть поручение премьер-министра о подготовке проекта указа президента о создании картографической корпорации.
- Еще одна госкорпорация?
- Не совсем. Предполагается, что на базе наших аэрогеодезических предприятий и ряда других на принципах государственно-частного партнерства будет создано акционерное общество, контрольный пакет которого будет у государства.
- Как предполагается распределить доли между акционерами?
- Планируется 49% отдать частному инвестору. Претендует АФК "Система", мы согласны, но при условии, что этот частный инвестор представит нам и правительству инвестиционную программу развития отрасли и подробные расчеты. Акции не будут ему проданы сразу, а лишь переданы в доверительное управление. После выполнения всех финансовых обязательств по истечении 3-5 летнего срока частный инвестор получит акции в собственность.
- Росреетр недавно подписал соглашение с ФНС России. Предусматривает ли оно, в частности, предоставление Росреестром данных для расчета нового налога на недвижимость?
- Раньше отношения Росреестра и ФНС России не были формализованы, но 3 сентября мы подписали соглашение, где подробно описали наше взаимодействие. Оно у нас всегда было конструктивным, поскольку налоговые органы от нас получают актуальную и достоверную информацию по объектам, по которым потом рассчитываются налоги.
Для того, чтобы ввести единый налог, нужно учесть, сколько объектов у нас есть, и их оценить. Это огромнейшая задача, а времени у нас не так много. Мы уже начали работу по оценке и переносу данных в электронный вид. Порядка 65 миллионов объектов капитального строительства в стране нам предстоит оценить, и работа эта только начинается. А земельный кадастр практически сформирован, включает примерно 47,5 миллиона земельных участков. При этом оценка земли проведена на 97,5% - осталось совсем немного, в этом году ее закончим.