Рейтинг@Mail.ru
Олег Бурцев: "Булава" полетит, в этом нет сомнений - РИА Новости, 24.03.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Олег Бурцев: "Булава" полетит, в этом нет сомнений

© Служба информации и общественных связей ВМФ РФ Александр СмирновВице-адмирал Олег Бурцев
Вице-адмирал Олег Бурцев
Читать ria.ru в
Дзен
О значении и перспективах российского подводного флота в интервью корреспонденту РИА Новости Сергею Сафронову рассказал первый заместитель начальника главного штаба ВМФ РФ вице-адмирал Олег Бурцев.

Девятнадцатого марта в России отмечали День моряка-подводника. Дата была не круглая, но тем не менее, вызвала новый подъем интереса к теме подводных лодок.

На данный момент Военно-морской флот России располагает 60 подводными лодками различных типов, которые готовы выполнить поставленные задачи в Мировом океане, в том числе около 10 подлодок являются стратегическими атомными, более 30 - многоцелевыми атомными, остальные дизельные и подводные лодки специального назначения. О значении и перспективах российского подводного флота в интервью корреспонденту РИА Новости Сергею Сафронову рассказал первый заместитель начальника главного штаба ВМФ РФ вице-адмирал Олег Бурцев.

- Олег Вениаминович, во-первых, с праздником! А во-вторых, скажите, почему, когда задаешь вопрос, связанный с деятельностью подводных лодок, в ответ часто слышишь – "без комментариев"?

- Спасибо за поздравления. А ответить на ваш вопрос можно так: давно, когда только создавался такой тип кораблей, который может действовать из глубины, возникло определение такого корабля – "потаенное судно". Было это еще в начале XVIII века. Лодки с тех пор сильно изменились, а суть - нет. Подлодки остались «потаенными судами», которые действуют вдали и от родных берегов, и от любопытных глаз.

- И сколько сейчас российских субмарин находится вдали от родных берегов? Или это военная тайна?

- Отвечу так: всего в Мировом океане находятся до 10 подводных лодок Северного и Тихоокеанского флотов, одни выполняют учебно-боевые задачи, другие сдают курсовые зачеты, третьи с баллистическими ракетами находятся на боевом патрулировании. И вот это уже военная тайна.

- А Ваши коллеги из других флотов мира также находятся в море?

- Конечно. По нашим данным, сейчас в Мировом океане находятся только на боевом дежурстве до десяти атомных стратегических подлодок ВМС США, а также по одному ракетоносцу ВМС Франции и Великобритании.

Стратегическими подводными силами обладает еще Китай. Остальные страны не имеют стратегических подводных лодок.

Вообще, по мнению главного штаба ВМФ России, роль подводных сил в системе национальной безопасности неизменно будет оставаться важной и значительной, так как они являются одним из главных аргументов нашей военной мощи, благодаря которому исключаются потенциальная угроза и любая агрессия нашему государству. Это в определенной степени гарант безопасности, наравне с РВСН и стратегическими бомбардировщиками.

- То есть ядерная триада в российской армии - РВСН, стратегическая авиация и подводные лодки - сохранится? Ведь у американцев, например, нет ракет на земле - они все на подлодках и самолетах.

- Не будут говорить за РВСН, скажу за флот. Безусловно, в обозримом будущем морские стратегические ядерные силы страны сохранятся в составе ядерной триады, однако роль тактического ядерного оружия на многоцелевых атомных подводных лодках будет увеличиваться.

Возможно, будущее именно за тактическим ядерным оружием. В последнее время постоянно повышается его дальность, повышается точность. Нет больше необходимости нести мощную боевую часть - можно перейти к маломощным ядерным блокам, которые возможно установить на существующие образцы крылатых ракет. И сейчас на "Севмаше" в Северодвинске мы строим ударную атомную подлодку "Северодвинск" с крылатыми ракетами повышенной дальности.

Но подчеркиваю, что ядерная триада сохранится: и шахтные установки, и мобильные "Тополя", и МСЯС, и стратегические бомбардировщики. И в то же время мы будем развивать наши стратегические подводные лодки типа "Юрий Долгорукий" - их будет построено не менее шести, и они будут служить на Северном и Тихоокеанском флотах. Для обеспечения боевой устойчивости лодок с баллистическими ракетами получат дальнейшее развитие и силы общего назначения, в том числе корабли дальней морской зоны - фрегаты и эсминцы, строительство которых либо уже ведется, либо проектируется.

- Раз уже речь зашла новых подлодках, то расскажите о них - и особенно о "Булаве". Почему она не летает?

- Она полетит, у нас нет в этом сомнений. Альтернативы ей нет.

В этом году Военно-морской флот проведет три испытательных пуска с борта подводной лодки "Дмитрий Донской". Это модернизированный проект 941 специально для проведения испытаний новой ракеты. В случае успеха испытания будут продолжены уже с борта подлодки "Юрий Долгорукий", штанного носителя этого оружия.

- А когда начнутся испытания?

- Все зависит от состояния Белого моря, где проходят испытания. Вообще же - они начнутся сразу после освобождения ото льда. Как правило, это вторая половина июня.

- Так почему «Булава» не летает?

- Вопрос чисто технический. Флот со своей задачей справляется, а вот промышленность дает иногда сбой, подводят смежники. Но комиссия установила причину, как и причины неудач других пусков. Назвать пока не могу, но Вы обязательно все узнаете в ближайшее время.

Хочу лишь подчеркнуть, что испытания для того и проводятся, чтобы устранить все неполадки на стадии их разработки. В советские времена до принятия на вооружение ракеты проходили испытания и 10, и 15 раз.

- А как проходят испытания "Юрия Долгорукого"?

- Это лодка новейшего - четвертого - поколения. Промышленность передаст ее флоту до конца 2009 года. Впереди цикл ходовых и государственных испытаний, которые также зависят от времени вскрытия ото льда Белого моря. Швартовые испытания фактически уже проходят. Напомню, что в декабре на подлодке успешно осуществлен пуск атомного реактора.

Кроме того, там же, на "Севмаше" сейчас в различной степени готовности находятся две подводные лодки этого проекта: "Александр Невский" и "Владимир Мономах". Мы планируем завершить их строительство в 2011-2012 годах.

- Вы уже упомянули "Северодвинск". А когда эта подводная лодка войдет в боевой состав флота?

- В 2011 году мы планируем принять эту лодку на вооружение. Финансирование строительства лодки и испытания главного оружия, крылатых ракет повышенной дальности, как уже сказал выше, проводятся в полном объеме. Кроме того, на вооружении лодки будет новое торпедное оружие, а также новейшие средства гидроакустического противодействия. Эти системы имитируют подводную лодку и таким образом вводят в заблуждение противника, который в итоге применяет самонаводящееся оружие на ложные цели.

Еще раньше - в 2010 году - в боевой состав флота войдет новейшая малошумная дизель-электрическая подводная лодка, также четвертого поколения - "Санкт-Петербург". Это новый проект под названием "Лада". Она заменит в нашем флоте находящиеся сейчас на вооружении "Варшавянки", которые являются самыми малошумными в российском подводном флоте и получили прозвище "черная дыра".

Сейчас "Санкт-Петербург" проходит этап заводских ходовых испытаний - на ней реализуются принципиально новые решения в вопросах электродвижения, средств обнаружения и оружия.

По нашим планам, будут построены восемь лодок этого проекта. Сейчас на стапелях "Адмиралтейских верфей" в Санкт-Петербурге в различной степени готовности находятся еще две подобные лодки - "Кронштадт" и "Севастополь".

- Насколько я помню, лодка "Санкт-Петербург" была выставлена для обозрения на военно-морском салоне в Санкт-Петербурге еще в 2005 году. Почему же она до сих пор не принята на вооружение?

- Лодка разработана в ЦКБ "Рубин" под руководством генерального конструктора Юрия Кормилицина. Лодки этой серии будут существенно отличаться от своих предшественниц оригинальной архитектурой корпуса, новизной практически всех конструкций, устройств, оборудования, механизмов, применением большого количества новых материалов. На субмарине - больше 170 приборов и систем, которые до сих не выпускались в России. Лодка имеет совершенную систему навигации. Уникальное оборудование обеспечивает безопасность судовождения, а также позволяет экипажу субмарины быстро и с высочайшей точностью наводить оружие на цель.

Впервые при проектировании подводной лодки использовались технологии, применявшиеся ранее только в аэрокосмической промышленности. Благодаря этому, например, навигационная система весит всего 50 килограммов. "Санкт-Петербург" имеет гидроакустическое покрытие нового типа, которое обеспечивает повышенную скрытность. Специально для серии "Лада" разработан новый силовой электродвигатель, который даже на полной мощности работает практически бесшумно.

Естественно, что такое количество новшеств нужно успешно реализовать на практике. Чем сейчас и занимаются предприятия промышленности, в первую очередь "Адмиралтейские верфи" и "Рубин". В этом вопросе главком Владимир Высоцкий занял принципиальную позицию: все требования заказчика, то есть наши требования, разработчики и промышленность должны выполнить. Послаблений в этом вопросе не будет. Поэтому они и работают над устранением замечаний, выявленных флотом в ходе первых испытаний.

- Черноморский флот имеет в своем боевом составе всего одну подводную лодку проекта 877 "Алроса" - и то только потому, что одноименная компания спонсирует ее ремонт. Когда на Черноморский флот придут новые лодки?

- Черноморскому флоту необходимо иметь в своем боевом составе не менее восьми-десяти подводных лодок. Те же турки, а Турция - член НАТО, имеют в составе своих ВМС десятки субмарин. А у нас на юге действительно только две – "Алроса" и еще одна в ремонте, устаревшего 641 проекта.

Мы планируем и будем передавать Черноморскому флоту подводные лодки, в том числе новейшие типа "Лада", однако этому мешает позиция Украины, которая рассматривает такую процедуру не как обновление подводных сил флота, а как постановку на вооружение нового вида оружия.

С другой стороны, эти проблемы существуют, если подлодки базируются в Севастополе, но нет никаких проблем с базированием в Новороссийске, когда там будут созданы для этого условия. А они создаются в рамках федеральной целевой программы строительства военно-морской базы в Новороссийске, которая рассчитана до 2020 года.

- Олег Вениаминович, а есть ли какие-либо гражданские проекты, в которых участвует флот и подводные лодки?

- Есть. В первую очередь это программа изучения Мирового океана. Второе – это Арктика. Перед нашей страной стоит задача определения границ континентального шельфа России в Арктике. В этом районе большие площади заняты паковым льдом. Следовательно, там с большей эффективностью могут работать глубоководные аппараты. Будут ли для этого использоваться телеуправляемые аппараты, которые будут иметь большую глубину погружения и возможность передавать высокоточную информацию на носитель, или это будут собственно подводные лодки, пока не решено. Однако в любом случае подводные лодки Северного флота будут задействованы либо в изучении, либо в охране прилегающих к территории России арктических районов.

Все государства, которые выходят к Северному Ледовитому океану, озабочены проблемой определения национальных границ шельфа. В первую очередь это США, Великобритания, Дания, Канада и другие страны. Все они ищут обоснования для претензий на часть континентального шельфа.

Не можем и мы оставаться в стороне от этого вопроса, для России район Арктики - это не только добыча углеводородов, но и район подготовки экипажей подводных лодок для плавания подо льдами. Актуальность плавания подо льдами продиктована не столько проблемой изучения шельфа в условиях потепления климата и таяния льдов, а также разведки углеводородного сырья, сколько необходимостью повышения скрытности, боевой устойчивости, эффективности выполнения боевой задачи, применения основного оружия - баллистических ракет.

- От гражданских программ мы опять перешли к военным, и у меня возникает тогда другой вопрос. Уже долгое время Россия инициирует заключение международного соглашения об избежании инцидентов в подводной среде. В чем смысл этого документа, какова его цель?

- Последние случаи столкновения в разных районах океана атомных подводных лодок свидетельствуют о необходимости скорейшего заключения международного соглашения о предотвращении инцидентов в подводной среде. Другими словами, этот документ предусматривает уведомление о действиях субмарин в Мировом океане.

Россия еще в начале двухтысячных годов выступила с инициативой заключения этого соглашения. Соответствующие меморандумы были подписаны уже с британским и французским командованиями.

В случае заключения такого соглашения одна из сторон должна была бы сообщить другой стороне о районах нахождения своих подводных сил для предотвращения захода в этот район кораблей и подводных лодок ВМС других государств, что, по сути, ограничит маршруты передвижения субмарин в Мировом океане.

Главным противником заключения подобного документа являются США, которые располагают самым мощным в мире флотом, в том числе и подводным. Американцы не хотят подписывать соглашение, потому что оно предполагает определенный контроль за действиями подводных лодок, которые являются главной ударной силой США.

- А как бы Вы прокомментировали в этой связи инциденты с участием иностранных подводных лодок в Атлантике и Ормузском проливе?

- Ничего удивительного и уникального в столкновении французской и британской атомных подводных лодок в Атлантике нет. Столкновения были и будут в первую очередь из-за того, что действия подводных сил носят всегда закрытый характер, стороны никогда не сообщают о районах нахождения своих подлодок. Это в конечном итоге и приводит к подобным, иногда трагичным, инцидентам.

Лодки действовали самостоятельно, не проводили какие-либо совместные учения. Столкновение стало результатом стечения обстоятельств, на которое могли повлиять различные факторы, в том числе сложная в этом районе гидрология моря, неблагоприятные погодные условия. Безусловно, это и ошибка штабов управления, которые свели две подлодки в один район. Это говорит о том, что даже союзники по НАТО не могут договориться о согласованности действий своих подводных сил.

Поэтому я возвращаюсь к предыдущему Вашему вопросу о заключении соответствующего соглашения. Необходимо разрабатывать договорные обязательства. Если мы, например, объявляем, что в какой-либо районе действуют наши подлодки, то иностранные лодки гарантированно не должны заходить туда. И наоборот.

- Спасибо за интервью и еще раз с праздником! Как говорят подводники, чтобы количество погружений равнялось количеству всплытий!

- А Вам попутного ветра в работе над интервью!

Дополнительная справочная информация

- Двадцатого марта в Ормузском проливе, близ территории Ирана, произошло столкновение атомной субмарины и десантного корабля пятого флота Военно-морских сил США. Легкие ранения получили 15 военнослужащих. При столкновении с подлодкой у десантного корабля треснул топливный бак, в результате чего в море вылилось, по уточненным данным, около 90 тысяч литров дизельного топлива. Атомная подлодка повреждений не получила.

- В начале февраля в Атлантическом океане столкнулись две атомные подводные лодки - британская Vanguard и французская Triomphant, раздельно совершавшие боевое патрулирование. В общей сложности на борту субмарин находился 241 моряк, никто не пострадал.

- АПЛ "Юрий Долгорукий" (проект 955 "Борей") имеет водоизмещение 14700/24000 тонн. Размеры - 170х13,5х9 метров. Максимальная глубина погружения - 450 метров. Скорость - 15/29 узлов, экипаж - 107 человек, в том числе 55 офицеров. Все подлодки проекта 955 "Борей" будут оснащены новым ракетным комплексом "Булава". Каждый атомоход будет нести 12 межконтинентальных баллистических твердотопливных ракет типа "Булава-М" с головной частью, способной разделяться на 10 боевых блоков.

- Межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования Р30 3М30 "Булава-30" (РСМ-56 для использования в международных договорах, SS-NX-30 - по классификации НАТО), новейшая российская трехступенчатая твердотопливная ракета, размещаемая на подводных лодках. Двигатели первой и второй ступеней - твердотопливные, третья - жидкостная - для обеспечения необходимой скорости маневрирования на этапе разведения боевых блоков. Старт ракеты наклонный, что позволяет АПЛ пускать ракеты во время движения под водой.

Ракета может нести 6-10 гиперзвуковых маневрирующих ядерных блоков индивидуального наведения, способных менять траекторию полета по высоте и курсу. Имеет маловысотный профиль полета.

Это оружие разработано в Московском институте теплотехники. Максимальная дальность полета ракеты 8 тысяч километров, стартовая масса 36,8 тонн, она несет от 6 до 10 головных ядерных блоков по 100-150 килотонн.

Носителями ракеты "Булава-30" являются модернизированная стратегическая подлодка "Дмитрий Донской" проекта 941 УМ "Акула" (по классификации НАТО "Тайфун"), а штатными носителями этого оружия будут АПЛ проекта 955 "Борей" - "Юрий Долгорукий", "Александр Невский", "Владимир Мономах" и другие. Всего до 2015 года планируется построить восемь АПЛ этого типа.

- Атомная подводная лодка "Северодвинск" была заложена на "Севмаше" в 1993 году и стала головным кораблем проекта 855 "Ясень", который предусматривает строительство пяти современных субмарин для российского флота. "Северодвинск" будет иметь водоизмещение 8600/13800 тонн, размеры 119х13,5х9,4 метров, скорость 16/31 узел, и сможет погружаться на глубину до 600 метров. Экипаж подлодки будет состоять из 90 человек, включая 32 офицера. Основное оружие — крылатые ракеты, торпеды, ракето-торпеды и мины

- Дизель-электрическая подводная лодка "Санкт-Петербург" (проект 677 "Лада"). Водоизмещение подлодки - 1765 тонн, длина - 67 метров, ширина - 7,1 метра, скорость подводного хода - 21 узел, надводного - 10 узлов, предельная глубина погружения - 300 метров, автономность - 45 суток. Экипаж - 35 человек. Лодка оснащена шестью торпедными аппаратами калибра 533 миллиметра (боекомплект - 18 торпед).

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала