Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить

Проблема столкновения самолетов с птицами. Справка

Авария пассажирского самолета "Аэробус-320" в США (12)
Проблема предотвращения столкновений воздушных судов с птицами существует много лет. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) каждый год регистрирует в мире примерно около 5 тысяч случаев столкновения воздушных судов с птицами.

В США героем дня стал пилот, сумевший посадить самолет "Аэробус-320" в воды реки Гудзон после столкновения со стаей гусей и спасшего жизни всех пассажиров и членов экипажа.

Проблема предотвращения столкновений воздушных судов с птицами существует много лет. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) каждый год регистрирует в мире примерно около 5 тысяч случаев столкновения воздушных судов с птицами. По данным группы авиационной орнитологии ГосНИИ Гражданской авиации, своеобразный пик был зарегистрирован в 1987 году для СССР - 393 случая столкновений гражданских воздушных судов с птицами.

Сведения о столкновениях начинают анализироваться отдельно для России с 1988 года, с этим годом совпадает и максимальная отметка - 198 случаев. Динамика уровня столкновений снижается вплоть до 1994 года, а в последующие годы колебания происходят в достаточно узких рамках: от 43 до 68 регистрируемых столкновений в год.

С введением в действие "Положения о расследовании авиационных происшествий и инцидентов" (ПРАПИ‑88) наблюдается сокращение регистрации случаев столкновений, не приведших к повреждениям каких-либо частей воздушного судна или последствиям для полета. Устанавливая правила расследования инцидентов и авиационных происшествий, а также предоставления отчетности по ним, ПРАПИ‑88 в то же время практически освободило авиапредприятия от необходимости регистрировать случаи столкновений с птицами, не проходящие по классификации как инциденты и авиационные происшествия.

Новые Правила образца 1998 года содержат требование об обязательном расследовании столкновения с птицами или другими объектами в полете, приведшее к повреждению элементов планера, двигателя или нарушения режима его работы.

Требование о регистрации столкновений воздушных судов с птицами, не приведших к ощутимым последствиям, содержится в п. 4.8.3 "Руководства по орнитологическому обеспечению безопасности полетов" (РООП ГА‑89), но это требование, как и многие другие, в подавляющем большинстве случаев не соблюдается в авиапредприятиях. Начиная с 1988 года, значительная часть столкновений самолетов с птицами не регистрируется.

По данным многолетнего анализа более 70% всех столкновений в мире происходит днем, а наиболее опасными являются высоты до 100 метров, на которые приходится от 52 до 80% всех столкновений. При этом 47‑57% столкновений имеет место на этапах снижения и посадки, а 30‑47% на этапах взлета и набора высоты.

В России в настоящее время самолеты сталкиваются с птицами от 50 до 70 раз в год.

Традиционно на большей части территории нашей страны наивысшую опасность для полетов птицы создают летом. В это время увеличивается численность популяций всех видов вследствие размножения, а в воздухе появляется большое количество молодых птиц, имеющих малый индивидуальный жизненный опыт. Годовой пик уровня столкновений приходится на август (до 19% от общего количества), менее опасен июнь (до 12%). Послегнездовые кочевки и миграции птиц к местам зимовок, начинающиеся в августе, продолжаются и в первой половине осени. Вероятность столкновений в этот период тоже высока: в сентябре происходит до13% столкновений года. Аналогичный по величине показатель, но обусловленный уже весенней миграцией, имеет май.

Из птиц по частоте столкновений лидирующее положение занимают представители семейства чайковых - 35% от общего объема. Далее следует группа разнообразных мелких воробьиных птиц и стрижей - 17%. Голуби принимают участие в 16% столкновений с воздушными судами, на доли дневных хищных птиц и водоплавающих приходится по 10%, а на долю врановых ‑7%.

По подсчетам птица наносит удар по машине, летящей со скоростью 700 км в час, втрое сильнее, чем снаряд 50‑миллиметровой пушки. Для гражданских самолетов наиболее уязвимы двигатели - на них приходится 40% столкновений, крылья - 33%, лобовое стекло кабины -16%, фюзеляж - 7%. Для военных самолетов: двигатели - 55%, фюзеляж - 11%;  лобовое стекло – 10%; крылья и рули – 14%.

Сегодня инженеры всего мира работают над тем, чтобы надежнее защитить самолеты от птиц и свести к минимуму возможные повреждения. Например, для остекления кабины современных самолетов конструкторы применяют гнутые органические стекла или толстые (до 20 мм) поликарбонатные пластины. Кроме того, на специальных стендах самолеты испытывают на "птицестойкость": их обстреливают из пневмопушек птичьими тушками. Причем для проверки на стойкость двигателя достаточно веса 680 граммов, а вот при испытаниях остекления нужна масса 1‑1,8 кг. Согласно международным стандартам, продавать самолеты, не прошедшие такие испытания, не разрешается.

В целях отпугивания птиц на коках (обтекателях) вентиляторов двигателей нанесены белые "запятые" – при вращении они создают отпугивающий "мигающий" эффект: птицы принимают его за глаза хищника.

Сотрудники аэропортов борются с птицами своими методами. В московском аэропорту "Домодедово" борьбу с птицами ведут 11 ястребов-тетеревятников и сокол сапсан. Кроме того, в "Домодедово" для защиты самолетов от пернатых используются акустические установки с 20 динамиками, из которых раздаются крики бедствия различных птиц.

В аэропорту "Шереметьево" 12 стационарных и одна мобильная акустическая установки. Механические средства отпугивания птиц установлены вдоль взлетно-посадочных полос: это своеобразные карусели с наклеенными зеркалами. Под ветром они вращаются во все стороны, и многочисленные яркие вспышки "солнечных зайчиков" ослепляют птиц. Аэродром защищается и пиротехническими средствами, включая устройства, имитирующие звук выстрела охотничьего оружия.

В аэропорту "Внуково" регулярно проводятся вырубки кустарников, осушение заболоченных участков и уборка мусора в целях ликвидации мест гнездования и кормежки, привлекательных для птиц.

В аэропортах США и Европы для борьбы с птицами используют акустические и ультразвуковые отпугиватели птиц.

Акустические отпугиватели птиц используются и в аэропортах Китая. В 2005 году руководство главного аэропорта КНР решило применить самые современные методы для отпугивания птиц. С этой целью вдоль взлетно-посадочных полос были установлены изготовленные в США проигрыватели, воспроизводящие крики пернатых хищников. Но оказалось, что китайским птицам совершенно безразличны угрожающие вопли американских соколов и ястребов. Сотрудникам аэропорта пришлось срочно менять записи "иностранцев" на голоса "родных", китайских ястребов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Происшествия

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.