Рейтинг@Mail.ru
Касперская: Чем нужнее стартапу деньги, тем меньше шансов получить их - РИА Новости, 31.10.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Касперская: Чем нужнее стартапу деньги, тем меньше шансов получить их

© Фото : РВКНаталья Касперская, генеральный директор InfoWatch
Наталья Касперская, генеральный директор InfoWatch
Читать ria.ru в
Наталья Касперская, генеральный директор InfoWatch, в интервью РИА Новости рассказала о том, в каких вопросах стартаперу стоит прислушиваться к инвестору и насколько возможен и оправдан свой, особенный путь развития проекта.

В рамках акселерационной программы Generation S эксперты и менторы обсудили с участниками проекта различные аспекты развития стартапа: от выбора идеи и подбора команды до выхода на рынок, общения со СМИ, финансирования и продажи крупным корпорациям.

Одной из задач бизнес-акселератора было научить стартаперов привлекать инвестиции. Наталья Касперская, генеральный директор InfoWatch, в интервью РИА Новости рассказала о том, в каких вопросах стартаперу стоит прислушиваться к инвестору и насколько возможен и оправдан свой, особенный путь развития проекта.

- Какой совет вы могли бы дать молодым предпринимателям, ищущим инвестора?

— Я не скажу "Дерзайте, ищите деньги" – это ложный призыв. Он подразумевает отказ от ряда собственных принципов в угоду интересам других.  Почему считается, что инвестор делает все правильно? Почему то, что ему нравится, – это априори хорошо? Кто сказал, что он сможет вывести ваш продукт на рынок?
Часто инвестор не понимает, что вообще нужно  делать с продуктом. Поэтому совет "сделать все, лишь бы получить деньги" — неправильный. Он может просто направить компанию по ложному пути – по сути, по дорожке, проложенной инвестором. Для того чтобы сделать что-то новое, прорывное, нужно идти не по дорожкам, по которым идут толпы. Надо искать не "торную тропу", а собственную, отдельную тропинку.

Инвестору отдельные тропы не нужны: обычно он их не понимает и боится, если только это не сумасшедший человек, который готов инвестировать просто потому, что ему нравятся горящие глаза. 

- Реально ли найти такую "тропинку" в условиях современного рынка?

— А почему нет?  Весной 2000 года я пыталась привлечь инвестиции для молодой тогда компании "Лаборатория Касперского". В то время у нас был существенный кассовый разрыв, и нам требовались финансы. Но чем больше нужны деньги, тем меньше шансов, что их дадут. Тогда инвесторы смотрели на меня тухлым взглядом и говорили: "Антивирус есть у всех – он никому не нужен. Вот если бы у вас был интернет…".

Через 6 месяцев мы наблюдали крах доткомов, и все эти инвесторы, которые не успели выйти из интернет-компаний, потеряли свои деньги. Через год они же или их коллеги бегали за "Лабораторией Касперского" и говорили: "Давайте мы вас проинвестируем". Но мы уже пережили свой кризис и от денег отказывались.

И сейчас я понимаю, что отсутствие инвесторов и необходимости согласовывать свои действия с кем бы то ни было, обеспечило компании возможность рискованных экспериментов и шагов. Да, мы чуть не срывались в пропасть при некоторых из них, но, в конце концов, нам удалось преодолеть все кризисы и найти свой собственный путь, став одним из 4 глобальных лидеров на своем рынке. А за это, согласитесь, стоило рисковать.

- "Лаборатория Касперского" никогда не сотрудничала с инвесторами?

— Никогда. В то время когда компания создавалась, не было ни такой среды, ни возможностей. Кредитов софтверным компаниям не давали, инвестфонды на нашем рынке инвестировали только в реальный сектор, а венчурного финансирования как такового практически не существовало. Оглядываясь назад, я могу с уверенностью сказать, что это было хорошо. Компания должна быть голодной и изобретательной, потому что тогда она сможет найти свой особенный путь.
Причем это касается не только российского рынка. Например, когда мы покупали немецкую компанию EgoSecure, я поразилась тому, как у них все устроено. У основателей не было денег, поэтому маркетинг и продажи они лицензировали у одной компании за процент с этих самых продаж, разработку – у другой за процент с будущих продаж. То есть экономили страшно.

В немецком офисе у них было всего 5 человек, а фирма-разработчик находилась в Минске. Поэтому при небольших оборотах бизнес не только не имел убытков, но даже приносил маленькую прибыль. При этом, хотя EgoSecure денег как таковых не привлекала,  фирма-разработчик по сути выступала соинвестором и в течение первых 3-4 лет несла  убытки, рассчитывая на будущие доходы, а потом за один год окупила проект.

К чему я это рассказываю? К тому, что можно обойтись вообще без инвестора. Конечно, такой путь трудно рекомендовать компаниям, ведущим фундаментальные технологические разработки, которые могут занимать несколько лет. Тут без внешних инвестиций не обойтись. Но небольшим компаниям, имеющим возможность быстрой коммерциализации, надо всегда пытаться сначала выжить самим, без инвестора, находя эффективные пути, как тот же EgoSecure.
И совет напоследок. Получить деньги на хороших условиях можно только в том случае, если вы докажете, что деньги вам не нужны. Чем больше вам нужны деньги, тем хуже будут условия. К сожалению, так устроен капитализм – капиталисты хотят гарантированного возврата своих средств.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала