Юлия Троицкая, корреспондент в Хартуме для проекта Weekend
В Судане подходит к концу свадебный сезон. Со следующей недели в мусульманском мире наступает месяц поста Рамадан, поэтому суданцы спешат связать себя узами брака до его начала.
Каждый вечер возле специальных залов торжеств, где отмечают свадьбы, раздаются звонкие возгласы радости, которые слышны далеко вокруг. Такими характерными пронзительными загаридами женщины приветствуют молодоженов. Ведь свадьба в Судане – это не просто вечеринка по поводу вступления мужчины и женщины в брак, а само бракосочетание - не рядовая формальность проставления печати в паспорте.
Свадьба в Судане - полный глубокого смысла обряд, уходящий своими корнями в старину и впитавший в себя традиции каждой народности, населяющей эту африканскую страну. А, кроме того, это важное событие культурной и общественной жизни, в которой отсутствуют привычные для европейцев развлечения. Большинство суданцев не ходят в театры, кино, на выставки, в музеи и на концерты. Все это им заменяют свадьбы, на которые приглашают знакомых и незнакомых людей, поэтому у суданцев есть возможность гулять на свадьбе хоть каждую неделю.
Протяженный по времени свадебный ритуал предусматривает массу деталей, следовать которым стремится каждая пара, чтобы создать действительно крепкую семью, которая даст жизнь новому поколению.
В Судане не принимают решение о женитьбе и не женятся наспех. Вступление в брак требует тщательной подготовки со стороны жениха и невесты, а также их родственников.
Подготовка к свадьбе
Когда жених со своими родственниками в первый раз приходит домой к невесте свататься и знакомиться с ее семьей, он знает, что разговор будет долгим и обстоятельным. Обе семьи обсудят размер "махра" - денежного калыма, который жених выплатит своей суженой, вес золотых украшений, которые он также преподнесет невесте перед свадьбой, и содержимое продовольственной и вещевой "корзин" или по-судански "шил" - продукты, которыми он снабдит семью избранницы, и наряды для нее.
В суданском обществе считают, что, выходя замуж, девушка начинает совершенно новую жизнь, а для этого ей полагается иное обрамление. Перед свадьбой жених обновляет весь гардероб своей будущей супруги. Он дарит ей новые платья, белье, ночные рубашки, сумки, кошельки, украшения, косметику, духи, крема, обувь.
После замужества суданка полностью меняет свой внешний вид. Теперь она имеет право облачаться в "тоб" - национальное платье, которое представляет собой отрез материи из шелка или хлопка, наматываемый вокруг тела. Кроме того, замужняя дама в Судане не пользуется духами с легкими ненавязчивыми запахами, предназначенными для незамужних девушек. Ей положены новые ароматы – более сладкие и тяжелые.
Чем пахнет суданская женщина? >>
Родным невесты будущий зять приносит продукты и бакалейные товары – сахар, муку, макароны, бобовые, пряности, лук, чеснок, сыр, масло, часть которых пойдет на приготовление праздничных блюд для принятия гостей в доме невесты по случаю ее замужества. Он не забудет одарить и мать своей будущей жены. После того, как жених, наконец, выполнит все свои обязательства перед невестой и ее семьей по части необходимых даров начинается череда предсвадебных обрядов, венцом которых станет само свадебное торжество.
Дни "малой" и "большой хны" и "завтрак невесты"
По каким внешним признакам семейных суданцев можно отличить от тех, кто еще не успел обзавестись второй половиной? В первую очередь, по наличию рисунков хной на руках и ногах.
Перед свадьбой невеста с помощью хны разрисовывает ноги и руки замысловатыми картинками. Ее суженый покрывает хной ступни и пальцы на руках и ногах. Этот обряд очень важен и отмечается с не меньшей торжественностью, чем сама свадьба, хотя молодожены проделывают это по отдельности друг от друга – невеста в салоне красоты, а ее избранник – у себя дома. Когда пальцы на руках жениха становятся коричнево-бурыми от хны в первый раз, в честь этого он устраивает у себя дома "мальчишник" с приглашением только близких друзей и родственников. Это день так называемой "малой хны".
Потом наступает время "большой хны", когда будущий супруг, правда, снова без невесты, демонстрирует свои разукрашенные руки, и, соответственно, готовность вскоре начать семейную жизнь на многолюдной вечеринке, куда приглашают выступить известных музыкантов и певцов.
Суданская невеста в особенный день ее жизни должна выделяться не только оригинальными рисунками на руках и ногах, но и исходящим от нее ароматом. Для этого она вместе с родственниками идет на рынок, где в парфюмерной лавке закупает необходимые для создания собственных духов ингредиенты – эфирные масла, мускус. Из них суданский парфюмер создает для невесты ее особый запах.
За день до свадьбы семья невесты устраивает застолье для жениха и его родственников, которое называется "завтрак жениха". "Молодая" и ее родные не скупятся на угощения. Подают разнообразные закуски, птицу, жарят барашка.
Теперь уже невеста дарит жениху подарок, но не такой дорогой, как он ей. Обычно в качестве подарка девушка преподносит своему суженому галабею (национальную мужскую одежду в виде широкой длинной рубахи), туалетную воду, тапочки, набор платков или полотенец. Также ей следует одарить мать жениха новым "тобом" или каким-нибудь золотым украшением.
Свадьба европейская и суданская. Джертик
Само свадебное торжество подразделяется на две части – вечеринку на западный манер и традиционное суданское бракосочетание под названием "джертик". Если первая из них не представляет собой ничего необычного, то вторая часть – это традиция, которой придерживаются только суданцы. Брачная клятва на Коране дается до свадьбы, а кольцами молодые обмениваются еще во время помолвки задолго до свадебного торжества.
Для "европейской" свадьбы семья невесты арендует зал, где накрывают столы. В Судане, где установлен "сухой закон", спиртные напитки на праздниках не подают. Угощение очень скромное. Каждому гостю приносят в пластиковых коробочках маленькие пирожки, кусочек курицы и сладости.
Перед свадьбой невеста посещает салон красоты, где ей не только делают маникюр, прическу и макияж, но и проходятся жженым сахаром по всему телу, убирая волосы, а также "отпаривают" ее в "марокканской" бане, оттирают жесткими мочалками и делают пилинг. При этом все затраты избранницы на свадебный наряд и наведение красоты оплачивает жених. На свадьбу невеста надевает открытое белое платье, а жених – костюм.
Для развлечения гостей, которых нередко набирается до полутысячи человек, приглашают музыкантов и певцов. В Судане не празднуют свадьбы до утра. Закон позволяет веселиться в общественных местах только до полуночи.
Джертик
Сразу после "европейской" свадьбы или на следующий день после нее устраивается джертик. Джертик – это старинный нубийский обряд, которому приписывают магическое воздействие, призванный защитить новую семью от сглаза и помочь ей произвести на свет потомство.
Теперь уже невеста облачается в красный суданский тоб с золотым орнаментом (у древних славян невеста тоже выходила замуж в красном наряде). Ее волосы прячут под шапочку, сплетенную из "золотых" монет. Жених надевает красную шапочку и традиционную рубаху, в цветовой гамме которой преобладает красный.
"Молодые" садятся на деревянное ложе, устеленное красным покрывалом, и поворачиваются в сторону священной для мусульман Каабы, которая находится в саудовской Мекке.
На стол перед невестой ставят круглое блюдо с различными чашами. В одной из них чадят благовония, которые обязательно сопровождают все суданские обряды, поскольку их запах, как считается, отпугивает нечистую силу. В другой чаше – сандал и кориандр, измельченные в пудру. Здесь же выставлены суданские духи, блюдо с хной, тарелка со сладостями, стакан молока, чаша, наполненная табальди, соком из плодов баобаба.
Все вещи, необходимые для проведения джертика, продаются в специальных лавках.
Родственники молодых и гости обступают молодоженов. Они поют песни, прославляющие жениха и невесту, и издают пронзительные загариды. Свадебный обряд начинают с жениха самые пожилые и хорошо знающие традиции женщины из его семьи. Они посыпают его голову "дарирой" - смесью пудр из сандала и кориандра, а затем обрызгивают его духами. На голову будущему главе семьи повязывают красную шелковую ленту с прикрепленным к ней полумесяцем. Правое запястье также обматывают кусочком красного шелка. На шею жениху надевают крупные четки черного цвета с вкраплением красных бусин. То же самое проделывают с невестой. После этого молодых обрызгивают водой, символизирующей здоровье и чистоту, чтобы их семья была крепкой.
Затем молодоженам подают стакан с молоком, и они по очереди отпивают из него. Жених и невеста могут набрать в рот немного молока и постараться плюнуть им друг в друга. Считается, что тот из новобрачных, кому удастся брызнуть на другого молоком, будет главенствовать в доме.
Когда джертик подходит к концу, жених разрезает "рахат", обвязанную вокруг пояса невесты нить, на которую нанизаны семь фиников и семь конфет. Разрезание новобрачным этой нити означает, что девушка становится замужней женщиной. В этот момент произносится сура из Корана, защищающая от сглаза.
Жених распыляет парфюм и бросает гостям сладости. Незамужние девушки, поймавшие конфеты с пояса невесты, имеют шанс вскоре после этой свадьбы выйти замуж.
Танец невесты
Все больше современных суданок отказываются от этой красивой традиции, хотя танец невесты по-прежнему остается одним из самых интересных и запоминающихся свадебных обрядов.
После свадьбы только в присутствии женщин невеста исполняет для своего избранника особый танец. Чтобы научиться ему, девушка заранее берет уроки у артистки, под песню которой она будет танцевать. Та показывает "молодой", какие движения нужно делать на каждое слово песни. Для танца невеста надевает облегающую одежду, которую она меняет несколько раз во время его исполнения.
Раньше суданцы не праздновали свадьбы на западный манер, поэтому танец невесты был обязательной частью свадебного торжества для демонстрации жениху достоинств фигуры его избранницы, ее пластичности и умения красиво двигаться под музыку. Однако невесты нового поколения все больше предпочитают невыразительное топтание на месте в тяжелом длинном платье под западную музыку.
Вот такая она суданская свадьба – дань традициям и современности.