МОСКВА, 5 окт - РИА Новости. Эксперты в сфере образования назвали "прорывом" рейтинг "продвинутых" школ, подготовленный РИА Новости совместно с Межрегиональной Ассоциацией Мониторинга и Статистики Образования (МАМСО) на примере трех пилотных регионов, и рассчитывают, что со временем он перерастет в общероссийский проект, так как дает уникальные возможности родителям с точки зрения выбора учебного заведения для ребенка, а управленцам - с точки зрения оценки качества образования.
В первую версию рейтинга лицеев, гимназий и школ с углубленным изучением предметов в рамках проекта "Социальный навигатор" вошли 392 учебных заведения Московской, Самарской, Новосибирской областей. Учебные заведения оценивались с точки зрения возможности индивидуального развития детей, результатов и условий обучения, доступности образования.
Экспертная группа "Новая школа", работающая рамках подготовки "Стратегии-2020" на площадке Высшей школы экономики, 4 октября оценила первые результаты сравнительного анализа школ повышенного уровня.
Руководитель Центра мониторинга и статистики образования Федерального института развития образования, исполнительный директор МАМСО, доктор экономических наук Марк Агранович считает целевой аудиторией этого рейтинга родителей, которым теперь будет проще определиться с выбором школы. Однако, по его мнению, исследователям образования этот рейтинг также дает некоторую информацию для размышления. Так, результаты ЕГЭ по русскому языку и математике не зависят от естественнонаучного или гуманитарного профиля школы - либо и тот, и другой результат высокий, либо оба результата низкие.
"Неважно, математическая школа или гуманитарная, важно хорошая она или плохая" - прокомментировал ситуацию Агранович.
По его словам, статус образовательного учреждения далеко не всегда свидетельствует о его высоких достижениях. Так, среди математических школ есть и такие, чьи выпускники сдают ЕГЭ по математике в среднем на 30 баллов.
И.о. директора Центра мониторинга качества образования Института развития Образования НИУ ВШЭ, член экспертной группы по разработке Стратегии-2020 «Новая школа» Анатолий Каспржак считает, что такого рода результат лишний раз говорит о том, что статус лицея или гимназии в России - зачастую фикция, связанная с особенностями финансирования таких образовательных учреждений. По его мнению, сама практика "финансирования за статус" является порочной.
Профессор Московского института открытого образования (МИОО) Марк Мусарский также уверен, что подготовленный РИА Новости рейтинг полезен в первую очередь родителям. "Люди, переезжающие в другие города, у меня часто спрашивают, не могу ли я подсказать хорошую школу, например, в Нижнем Новгороде. Теперь я знаю, куда обратиться и что им самим посоветовать посмотреть", - сказал Мусарский.
Рейтинг школ повышенного уровня >>
От малого к большому
Директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования (ИРО) ВШЭ Татьяна Абанкина считает, что такого рода рейтинги ценны тем, что дают родителям обобщенную информацию, которую те не могут получить иным способом.
"Разумеется, прежде чем определиться с выбором школы, им все равно придется читать публичный доклад директора, смотреть сайт школы, встречаться с учителями, - но этот мониторинг способен показать, на какие школы следует обратить внимание в первую очередь", - считает эксперт.
Абанкина отметила, что очень хотела бы познакомиться со всероссийским рейтингом такого рода.
Сходное мнение высказал и Каспржак, заявивший, что такие рейтинги имеют два положительных эффекта. Первый - они действительно предоставляют некую объективистскую информацию о школе, которой не получить из личного общения с ее сотрудниками. И второй - они оказывают дисциплинирующее воздействие на школьную администрацию, способствуют росту конкуренции и, соответственно, качества образования. Каспржак привел в пример британский опыт, когда публикация рейтинга школ журнала "TIME" - крупное событие в жизни каждого директора.
В целом, эксперты отметили, что ценность рейтинга РИА Новости в том, что он позволяет оценить школу по многим параметрам, что снимает проблему однобокости и непрозрачности оценки, с которой часто сталкиваются при рейтинговании. В то же время звучали предложения дополнить уже рассмотренные заведения, например, авторскими школами, не имеющими никакого особого статуса, но известными в педагогическом сообществе.
Основные результаты сравнительной оценки школ повышенного уровня >>
В ноябре РИА Новости представит вторую версию рейтинга, в которую также войдут школы повышенного уровня Москвы, Красноярского края, Пермского края, Иркутской области, Республики Удмуртия.