Указом президента РФ, подписанным на прошлой неделе, министром образования и науки РФ назначен ректор Московского института стали и сплавов (МИСиС) Дмитрий Ливанов. Среди задач, которые уже обозначил новый глава ведомства, - ревизия РАН, ликвидация в течение 2-3 лет очередей в детские сады, сокращение бюджетных мест в вузах. На что еще министр мог бы обратить свое внимание, в интервью РИА Новости рассказал заместитель научного руководителя НИУ ВШЭ Лев Любимов.
- Лев Львович, как вы оцениваете реформы образования последних восьми лет?
- У Андрея Фурсенко есть ряд крупных достижений, против которых боролись влиятельные силы. Прежде всего, он не убрал ЕГЭ, хотя этого добивались и ректоры, и губернаторы, и СМИ, и значительная часть учительского корпуса.
Второе достижение - возможность образовательных учреждений работать в статусе автономных.
Третье - принятие новых вузовских и школьных стандартов, при этом уровень школьных выше, чем на Западе.
При Фурсенко были выделены учебные заведения, которые нужно развивать. И теперь Ливанову будет легче определить, какие пойдут под санацию.
Был развеян миф о лучшем в мире российском образовании. Понятно, что лучшие университеты - американские.
Еще одно изменение - интерес к проблемам образования начал просыпаться в обществе, это показывают опросы. Пока, к сожалению, больше в мегаполисах, а не у жителей малых и средних городов.
У Андрея Александровича всегда был вкус к науке, он чувствовал, где она есть, старался помогать. В нем ощущался этос науки. Но в отличие от своих предшественников он не претендовал на академические звания для себя.
- А что не удалось сделать?
- Никому из предыдущих министров не удалось возродить в России гуманитарное и общественное образование. Школьный курс истории - это набор фактов и искажений: кто был "бякой" в СССР, стал "някой" в новой России. Обществознание - неусваиваемая "братская могила" разных предметов, иностранные языки отсутствуют почти напрочь, и мы по-прежнему немы для международного общения. Преподавание великой русской литературы не имеет отношения к ее подлинным смыслам. Полный набор предметной области "Искусства" отсутствует.
Возобновление гуманитарной науки и образования - главного источника интеллектуального развития - должно стать великой национальной русской идеей. От этого зависит гуманизация общества, которое, увы, так и не прошло через эпоху Просвещения. Мы не понимаем, что такое гуманизм, мы не толерантны, не милосердны, полны традиционных пороков - от пьянства до вороватости.
Новому министру нужно бы предложить программу мер по внедрению новых школьных стандартов на ближайшие десять лет. Для этого нужна глубокая переподготовка учителей, завучей, директоров - такие программы, как в Вышке. Нужна и переподготовка чиновников: ведь новый стандарт подразумевает, что чиновник не должен входить в школу, а только обеспечивать условия ее работы. Получится ли это у Ливанова, не знаю. Но ему проще, потому что в администрации Президента теперь работает Фурсенко, который может помочь, то есть Ливанов - не одинок.
Но надо понимать, что ответственность за школьное образование несет не министр, а губернаторы, руководители муниципалитетов.
- Как вы оцениваете заявление Ливанова о сокращении бюджетных мест в вузах?
- Он прав. Надо давать вузу столько бюджетных мест, сколько там первокурсников со средним баллом ЕГЭ не ниже 70. Остальные - троечники, пусть учатся за свой счет. Если нет денег, пусть идут "синими" воротничками, например, в строительные рабочие, там прилично платят. На этом закончатся мифы о тяге нашей молодежи к знаниям - большая ее часть хочет просто получить корочки без усилий.
Нужно провести аудит вузов - понять, кто учит на два, а кто на пять с плюсом, и выяснить, кто каким имуществом обладает. У одних отобрать, другим передать. У Российской экономической школы - лучшей магистратуры по экономике - нет крыши над головой, а у многих бесполезных вузов - кампусы. Ливанов присоединил Горный университет к МИСиС не потому, что горное дело не нужно, а потому что готовить кадры для этой сферы нужно так, как это делают в МИСиСе для металлургии.
Ливанов начал "чудить" в МИСиСе, и это чудачество мне нравится. Он пустил иностранцев в ректорат - Вышка тоже начинала с ученого совета, где треть была из профессоров Сорбонны. Это тоже аудит, только внешний - проявление культуры независимой оценки. Ливанов инновационно заточен, не боится рисковать.
- Что еще вы бы посоветовали новому министру?
- То, что было сделано при доработке Стратегии-2020, - собрать вокруг себя побольше экспертов, плюралистическое экспертное сообщество, а не такое, где очевидна одна точка зрения. У Фурсенко такого подхода не было - он какое-то время считал прорывом идеи одного всем известного эксперта, хотя это был не прорыв, а попытка потоптаться в приемной в поисках денег.
Еще одна ошибка Фурсенко - он запрещал вывешивать в интернете проекты, которые делались по заказу министерства. А зря. Пусть все видят, чего стоит каждый исполнитель.
- А какие реформы необходимы в сфере науки?
- Я считаю бессмысленным существование целого ряда академий - нужно совершенно другое устройство, как до 1917 года и как во всем мире. Есть ученый, вокруг него собирается коллектив, и если они хорошо работают, то получают гранты не по 40 тысяч рублей, а по нескольку миллионов. Среди академиков по экономике, как говорит профессор Российской экономической школы Сонин, никто, кроме Макарова, Энтова, Полтеровича и еще нескольких ученых, не сдал бы у нас экзаменов за бакалавриат.
Российская академия образования - никому не нужное заведение, на Западе возникли в последние 40 лет мощные центры образовательных исследований - в ведущих университетах. В них образование стало осмысливаться философами, социологами, экономистами. Возникла продвинутая наука об образовании. У нас тоже должно быть так, но к РАО это отношения не имеет.
Ломоносов коммуницировал на латыни, а сейчас универсальный язык - английский. Не знающие английского не могут быть учеными, вся научная информация - на английском. Нас поэтому и не цитируют, мир Северной Америки и Европы по-русски не читает.
Поэтому еще одна задача для нового министра на ближайшие 10 лет - обязательное обучение молодежи иностранным языкам. Новый школьный стандарт предполагает обязательный ЕГЭ по иностранному языку. Было бы здорово, чтобы учителю удваивали зарплату, если половина его класса сдает иностранный язык на 70 баллов и выше.
Подготовила Екатерина Рылько, НИУ ВШЭ, специально для РИА Новости