Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить

Куприянова: зарплаты учителей должны расти постоянно и бесконфликтно

Заместитель председателя Профсоюза работников народного образования и науки РФ Татьяна Куприянова
Как оценивает первые результаты проекта модернизации региональных систем образования учительская общественность, в интервью РИА Новости рассказывает заместитель председателя Профсоюза работников народного образования и науки РФ Татьяна Куприянова.

К 2013 году средняя зарплата учителей должна быть доведена до средней зарплаты по экономике в регионе. Как оценивает первые результаты проекта модернизации региональных систем образования учительская общественность, в интервью РИА Новости рассказывает заместитель председателя Профсоюза работников народного образования и науки РФ Татьяна Куприянова.

- Татьяна Викторовна, как проходит запланированное повышение зарплаты? Тяжело ли оно дается региональным властям?

- Довольно тяжело. В экономике посткризисный период: в рамках проекта модернизации региональных систем образования федеральный центр дает средства именно на модернизацию, а средства на повышение зарплаты должны найти региональные власти, а многие региональные бюджеты - дотационные.

Несмотря на наличие официальных данных, мы собираем данные о зарплатах по регионам своими силами - на сегодня располагаем информацией по 52 регионам из 83. Из них в 28 регионах зарплата уже превысила среднюю зарплату по экономике за первый квартал 2011 года, а в 24 - еще нет.

- Сетевое сообщество учителей Завуч.инфо опубликовало обращение к Владимиру Путину, в котором говорится, что с сентября повышение составило всего одну тысячу рублей. И на форумах в Интернете много негативных оценок ситуации. С чем это связано?

- Ситуация по регионам сильно разнится. В среднем рост зарплаты составил от 10 до 70 процентов, и он зависит от стартового уровня зарплаты до начала реализации проекта и бюджетной обеспеченности регионов. Есть регионы, где повышение незначительное - в Новгородской области зарплата учителей в первом квартале 2011 года и так фактически была равна средней по экономике, то есть принятому регионам обязательству. А, скажем, в Курской области  в соответствии с соглашением нужно было повышать зарплату  значительно - с 8422 рублей до 14371 рубля. То есть в одних регионах был значительный рост зарплаты, учителя его почувствовали, в других - нет, отсюда разочарования.

Причина негативных оценок еще и в том, что эмоциональное напряжение в учительской среде немалое. До этого в течение двух лет индексации зарплаты в бюджетной сфере не было - повышение её проводилось только в тех регионах, где в 2009 и 2010 годах вводилась новая система оплаты труда. Но ведь перед учителями стали ставить и новые задачи - новые требования к качеству, содержанию работы.

- Есть мнение, что  повышение зарплаты до средней по экономике позволит остановить двойной негативный отбор, когда слабые выпускники идут сначала из школ в педвузы, а из педвузов на работу в школы. Вы согласны с такой оценкой?

- Безусловно, средняя зарплата - это статусный фактор. Но для повышения престижа профессии учителя нужен и пакет социальный мер: учитель должен быть обеспечен жильем, качественным медицинским обслуживанием, у него должна быть возможность откладывать средства на пенсионное обеспечение. И конечно, важно, чтобы зарплату повышали не только учителям, но и всем другим работникам образования.

Зарплата учителя должна ежегодно увеличиваться с учетом роста средней зарплаты по экономике, при этом не должно возникать конфликтов. Недавно на коллегии в Минобрнауки состоялось очередное обсуждение проекта закона «Об образовании», и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов сказал, что новый закон должен стать основой для постоянного повышения зарплаты. Для этого нужно закрепить норму о том, что зарплата учителей всегда должна быть равна средней по экономике, зарплата преподавателей учреждений среднего профессионального образования - в 1,5 раза выше средней по экономике, преподавателей вузов - в 2 раза.

Но пока закон с учетом таких норм не принят, остается вопрос: что будет с зарплатой учителей после 2013 года, когда во всех регионах она сравняется со средней по экономике или превысит ее? Ведь через полтора года федеральные субсидии закончатся, а в региональных бюджетах денег больше не станет. Помимо зарплаты, снова возникнут расходы на ремонт зданий, закупку нового оборудования и прочие нужды, которые на период реализации проекта оплачиваются из федерального бюджета.

- Эксперты отмечают и негативные последствия повышения зарплаты - старение педагогического корпуса: пожилые учителя не хотят терять повышенную зарплату и уходить с работы.

- Мы неоднократно говорили, что в каждом регионе необходимо принять программу «Педагогические кадры», направленную на обновление педагогического корпуса. Важно не только создать конкурентные стартовые условия оплаты труда для молодых специалистов, но и обеспечить поддержку тех, кто уже уходит на пенсию - это могут быть единовременные либо ежемесячные выплаты в дополнение к пенсии. На эти цели, кстати, нужны не такие уж большие деньги. Кроме финансовой поддержки важно возрождать институт наставничества: учитель, которому уже тяжело вести полную нагрузку, вполне мог бы работать наставником.

Материал подготовила Елена Кузнецова (НИУ ВШЭ) специально для РИА Новости

Аналитика и комментарии
Обсуждение
2 пользователя оставили 2 комментария
  • [i]"Несмотря на наличие официальных данных, мы собираем данные о зарплатах по регионам своими силами - на сегодня располагаем информацией по 52 регионам из 83."[/i]
    Одно из двух: или большая часть учителей не входит в профсоюз, или руководство профсоюзов не знает, что членские взносы в профсоюз составляют 1 процент от зарплаты. Причем профсоюз не верит официальным данным, хотя их и не подтвеждает, и не опровергает.
    На самом деле ситуация совсем не смешная. Профсоюз никогда не брал взносов с грантов (а иногда и с премий), т.е. [b]самые высокооплачиваемые работники сферы образования не платят полностью взносов.[/b]
    01:10
    01.01.2012
  • Пенсионеров много? Сколько учителей не хватает в России, если средняя нагрузка по стране 1,4 ставки? Таких защитничков интересов работников образования надо гнать поганой метлой.
    И зарплату среднюю интересно посчитали: если работаешь на 0,5 ставки - это 1/2 зарплаты, а если на 1,5, то одна. 1,5=1. И все отчитались так замечательно. Люди вынуждены работать на 1,5-2 ставки, чтобы выжить. Какой это профсоюз, это профанация!
    16:55
    17.01.2012

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.