28 августа состоялось первое заседание комиссии при президенте РФ по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. На нем, в частности, рассматривался вопрос качества школьных учебников по истории, которых сегодня около сотни. Как представлять ученикам отечественную историю РИА Новости рассказал заведующий кафедрой истории Московского педагогического государственного университета, автор учебников по истории России Александр Данилов.
- Александр Анатольевич, что такое фальсификация истории?
- Фальсификация – это предумышленное, а порой и злонамеренное искажение исторических фактов и событий. Необходимо понимать, что любая научная точка зрения представляет собой интерпретацию событий на основе совокупности фактов. Но если человек берет за основу некий вывод, а затем выбирает из всего многообразия исторических фактов и событий лишь те, которые его подтверждают, налицо явная фальсификация.
- Может ли возникнуть проблема фальсификации при изучении истории школьниками?
- Да, и такие примеры известны. В 1990-е годы на волне перестройки появились учебники, в основу которых были положены идеи отрицания всего того положительного, что происходило в нашей стране при советской власти. Авторы этих учебников, действительно, брали за основу удобные для них тезисы, а потом подтверждали их фактами, вырванными из контекста. Более того: они забывали, что история любого государства – в том виде, в каком ее изучают дети, - не может быть негативной. Детей нужно воспитывать на позитивных примерах, и это мировая тенденция: даже в самых демократических странах предпочитают забывать о «скелетах в шкафу».
- Каких именно?
- Один из самых ярких примеров – освоение Америки, когда погибли миллионы индейцев. Это ведь геноцид, но в США никто не говорит об этом в учебниках, за этим следит специальная сенатская комиссия. Объяснение очень простое: все, что может быть направлено на разъединение общества, не должно быть предметом изучения в школе. Конечно, эти проблемы не закрыты для изучения наукой, но в учебном процессе они отсутствуют.
В современных германских учебниках истории практикуется объективистский подход в отношении нацистского прошлого. Там пишут, что появление режима Гитлера в Германии было закономерным и не связано только с личностью Гитлера – дескать, диктаторские режимы существовали тогда во многих странах Европы, и Гитлер пытался вывести страну из экономического кризиса. Когда мы об этом же начинаем говорить применительно к Сталину, нам возражают, что мы его оправдываем.
В каждой стране существует понимание того, что изучение истории в школе и учебники истории выполняют сугубо воспитательную функцию. В национальной истории США именно битва у атолла Мидуэй и трагедия Перл-Харбора считаются ключевыми событиями Второй мировой войны. И это правильно, это их победа и их история. А для нас важны Сталинград и Курская дуга, потому что это победы нашего народа. При этом мы не забываем и о решающей роли нашего народа в победе.
- Как в таком контексте должно строиться историческое образование в российских школах?
- Еще Михаил Ломоносов говорил, что учебники, по которым мы будем учить наших детей, не должны содержать вообще ничего отрицательного из истории Отечества. Сейчас времена, конечно, изменились, но историческое образование, чтобы оно прививало детям любовь к своей стране, не должно формироваться на негативе. История страны – как история семьи. Мы оцениваем прошлое своей семьи не по историям болезни дедушек и бабушек, а по семейным альбомам, по традициям, по приятным воспоминаниям. Народ - это одна большая семья.
При этом школьник должен не только хорошо знать страницы отечественной истории, но и отчетливо представлять себе место и роль России в мире. Нужно суметь убедить наших детей в том, что они живут в стране, с которой связано их будущее, чтобы они работали на благо этой страны точно так же, как это делали их предки.
Основываясь на позитивном опыте и своеобразии родной истории, старшеклассникам нужно показать некую общепринятую, если угодно - государственную точку зрения на развитие страны. Это необходимо для того, чтобы они осознавали себя гражданами. В старшей школе, сохраняя в основе ту же положительную линию, нужно представить аргументированные точки зрения, которые существуют на историю России. Тогда старшеклассник, принимая их во внимание, сможет сформировать свою собственную.
- Каким, на ваш взгляд, должен быть современный учебник отечественной истории, чтобы дети могли сформировать свою точку зрения?
- В учебнике важно не только содержание, но и форма. Раньше в учебник истории включали все, что можно: учебные тексты, документы, атласы. Современный учебник истории – это навигатор: он должен быть кратким, содержать лишь основную историческую канву.
Но при изучении курса ученик должен использовать информацию, которая есть за пределами учебника, в том числе на электронных носителях. Здесь все зависит от возраста и интересов детей. В старшей школе это, прежде всего, исторические документы. А для учеников младших классов должны быть отдельные рассказы по истории, создающие красочные образы исторических персоналий и событий.
Материал подготовила Анна Козлова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости