МОСКВА, 11 фев — Прайм/РИА Новости, Дмитрий Майоров, Лана Самарина, Михаил Егорин. Решение Национального Банка Казахстана (НБК), долгое время удерживавшего курс в жестком коридоре, девальвировать тенге на 19% к доллару вполне согласуется с глобальными тенденциями на валютных рынках развивающихся стран. Фактически, курс тенге приводится в соответствие с ослабевшим в последнее время российским рублем, говорят опрошенные "Праймом" и РИА Новости эксперты.
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
Новый ориентир в 185 тенге за доллар выбран с запасом, и Нацбанк опять сможет удерживать его долгое время. При этом на торгово-экономические отношения внутри Таможенного союза и в частности с Россией девальвация тенге сильно не скажется, оценивают аналитики.
Девальвация с запасом
Если оценить рост курса доллара к рублю и тенге в прошлом году и с начала нынешнего, то можно увидеть ослабление рубля на 8% в 2013-м и превышавшее 8% ослабление в 2014-м. Тенге при этом уступил американской валюте всего около 3% и 1,5%, соответственно. Все это обеспечивалось усилиями казахского регулятора, продававшего валюту.
Однако увеличившийся в начале января разрыв (с рублем) и невысокий размер валютных резервов (около 25 миллиардов долларов), похоже, заставил Нацбанк страны пойти на управляемую девальвацию, говорит Сергей Романчук из Металлинвестбанка.
"Неприятным моментом является то, что еще буквально в январе регулятор заявлял, что будет удерживать курс доллара в прежнем (145-155 тенге) коридоре. Последовавшее заявление о девальвации подрывает доверие к НБК. После заявления о девальвации уже во вторник доллар торгуется на уровне 186-187 тенге", — сказал Романчук.
Впрочем, негативного влияния на дальнейшую динамику тенге от нынешнего решения Нацбанка Казахстана быть не должно, считает Полевой из ING.
"Повышение курса доллара сразу до 185 тенге сделано с запасом. По нашим оценкам, справедливая стоимость доллара находится в диапазоне 165-170 тенге. Это вселяет надежду, что Нацбанк справиться с удержанием курсов. Жесткий коридор, установленный регулятором всего в три тенге сверху и снизу уровня 185, также не дает повода для паники и шараханий", — сказал Полевой.
Новый курс тенге является достаточно комфортным, и вряд ли для его поддержания Нацбанку потребуются большие валютные интервенции, также считает директор департамента аналитики казахской инвестиционной компании "Асыл-Инвест" Айвар Байкенов.
"Решение об одномоментной девальвации было продиктовано желанием сохранить золотовалютные резервы и является следствием давления на валюты развивающихся стран, наблюдающегося по всему миру с начала текущего года. Оно также повышает конкурентоспособность экспортеров", — добавил Байкенов.
Казахстан выиграет, но отношения в ТС не пострадают
"В рамках Таможенного союза прошлый и позапрошлый годы показали, что из-за более сильного обесценения рубля наши производители проигрывали российским производителям. Ну и вкупе с этим (если принять во внимание) потенциальное вступление Казахстана в ВТО, где конкуренция еще жестче, то шаг логичен", — сказал Байкенов из "Асыл-Инвест".
По оценкам замглавы Минэкономразвития Андрея Клепача, существенной проблемой для Казахстана является большой объем импорта как продовольственных, так и непродовольственных товаров.
"Причем, импорта не столько от нас, сколько из Белоруссии, плюс Китай. В этом плане это (девальвация валюты, объявленная НБК — ред.) поддержит их конкурентоспособность в пищевой отрасли, легкой промышленности по сравнению с Белоруссией", — сказал он журналистам.
"Для них (Казахстану) важнее изменение курса рубля, чем для нас изменение курса тенге", — добавил замминистра.
"Доля экспорта России в Казахстан в общем экспорте РФ составляет около 3%, и он занимает 13 место среди импортеров российской продукции. В то же время, доля экспорта Казахстана в Россию составляет 7%, а РФ занимает 4 место, соответственно. Поэтому скачок рубля вверх почти на 20% (через кросс курс с долларом по 185) до 5,30-5,35 тенге — максимума с 2009 года — безусловный позитив для казахских экспортеров", — рассуждает Полевой из ING.
Он полагает, что отношения в ТС не пострадают.
"Учитывая, что Казахстан не является крупнейшим торговым партнером России, мы не думаем, что ЦБ РФ будет следовать НБК сразу же (по принципу валютной войны). В то же время, учитывая, что бивалютная корзина ЦБ РФ по-прежнему остается не слишком далеко от верхней границы плавающего коридора (34,50-41,50 рубля сейчас), это может заставить ЦБ РФ реагировать либо путем расширения коридора или, наконец, он вовсе откажется от нее", — добавил Полевой.
Впрочем "это (девальвацию тенге — ред.) надо еще анализировать", — как сказал Клепач.