МОСКВА, 20 июн — Прайм. Российские, Белорусские и Казахстанские железные дороги планируют подписать в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) документы по созданию объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК), сообщали ранее официальные представители сторон и подтвердили заявленные планы агентству "Прайм" в четверг несколько источников.
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
По данным двух источников, подписание состоится в четверг, 20 июня.
РЖД в 2012 году заявили о планах создания единого логистического оператора на паритетных условиях с Казахстаном и Белоруссией, стоимость которого может составить более 2 миллиардов долларов. Основой для компании была предложена "РЖД Логистика" (100%-ная "дочка" РЖД). РЖД со своей стороны сообщили о желании внести в уставный капитал ОТЛК все принадлежащие монополии 50% акций "Трансконтейнера", Казахстанские железные дороги — акции ряда "дочек", в том числе АО "Казтранссервис" и АО "Кедентранссервис", Белорусские железные дороги — терминалы в Бресте и активы "Белинтертранса".
ОТЛК вместо приватизации
РЖД озвучили свою идею по взносу своего пакета акций "Трансконтейнера" в то время, когда еще обсуждалась приватизация этого оператора. Инвесторы заявляли о своем желании прикупить актив. Среди них назывались группа "Сумма" Зиявудина Магомедова, железнодорожный оператор Globaltrans, транспортная группа UCL Holding бизнесмена Владимира Лисина и транспортная группа FESCO (тогда еще принадлежащая бизнесмену Сергею Генералову).
Минэкономразвития придерживалось позиции, что приватизация актива гораздо выгоднее. Однако после бурных дискуссий РЖД сумели доказать целесообразность передачи 50% "Трансконтейнера" в ОТЛК. Глава РЖД Владимир Якунин в апреле сообщил, что власти РФ поддержали идею о создании логистической компании стран ТС с внесением 50% акций "Трансконтейнера".
Министр транспорта РФ Максим Соколов со своей стороны говорил, что создание такой компании усилит позиции РЖД как логистического оператора, особенно после того, как правительство разрешило госмонополии купить 75% французского логиста GEFCO. При этом президент группы "Сумма" Александр Винокуров, которая купила в конце прошлого года FESCO и сейчас через нее владеет почти 24% акций "Трансконтейнера", говорил в интервью газете "Ведомости" в начале мая, что рано или поздно приватизация оператора произойдет и назвал предложение о внесении акций в новую логистическую компанию России, Казахстана и Белоруссии не самой плодотворной идеей.
Эксперты "за"
Руководитель отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Поликарпов считает, что внесение активов "Трансконтейнера" в уставной капитал ОТЛК, существенно усилит конкурентные позиции новой компании и даст ей хороший задел для дальнейшего развития. Кроме того, РЖД сохранит прибыльный актив и сможет получать дополнительную прибыль и дивиденды, которые будут использоваться для развития железных дорог России.
"Создание ОТЛК позволит железнодорожным администрациям России, Казахстана, Белоруссии оперировать единым парком подвижного состава, устанавливать сквозные тарифы по всей территории ЕЭП, сократить порожний пробег вагонов, уменьшить задержки на таможенные операции, и даст возможность грузовладельцам работать с одной международной компанией, а не несколькими в различных государствах", — сказал он "Прайму".
Вопрос с "Трансконтейнером" и ОТЛК лежит не только в экономической плоскости, считают эксперт "Покровка Финанс" Алексей Вязовский. "Очевидно, что ОТЛК — проект политический или даже геополитический. Нашим железным дорогам крайне нужен рост перевозок высокомаржинальных грузов и коридор Азия-Европа через Казахстан, Россию и Белоруссию вполне бы мог решить эту задачу. Это в свою очередь приведет к тому, что доля РЖД в ОТЛК будет стоить прилично дороже, чем доля РЖД в "Трансконтейнере"", — говорят в "Покровка Финанс".
Там добавили, что РЖД оценивает ОТЛК после передачи ей всех активов в 3,5 миллиарда долларов, к 2020 году логистическая компания должна иметь выручку в 5,8 миллиарда долларов, и зарабатывать не менее в 900 миллионов долларов прибыли в год. "Таким образом, выгода создания ОТЛК через внесение акций "Трансконтейнера" — очевидна", — заключает Вязовский.
Первый этап
Какие активы партнеры по ОТЛК внесут в единую компанию, было примерно понятно еще в начале обсуждения. Однако стоимость "Трансконтейнера" в разы превышала цену активов Казахстана и Белоруссии, и их доли в ОТЛК вряд ли могли бы равняться доле РЖД без внесения дополнительных средств.
Вице-президент РЖД Салман Бабаев рассказывал агентству "Прайм" в декабре прошлого года, что стоимость взносов участников будет определяться независимой оценкой, и доля РЖД первоначально будет наибольшей: в тогдашнем бизнес-плане около 60%. По его словам, остальные участники получат возможность дополнить свой вклад до 33-процентной доли после создания ОТЛК.
Механизм увеличения долей Казахстанской и Белорусской железных дорог — имущественные взносы или денежные средства, в том числе возможная капитализация дивидендов, которые направятся впоследствии на инвестиционные цели ОТЛК, находится в стадии обсуждения, пояснял Бабаев.
Дивиденды ОТЛК подлежат распределению в соответствии с фактически оплаченными долями в уставном капитале. Управление ОТЛК будет паритетным для всех участников с самого начала, это будет предусмотрено акционерным соглашением и сохранится в случае погашения участниками разницы в оценке первоначальных долей.
Позднее в мае текущего года источник рассказывал, что РЖД на первом этапе внесут в ОТЛК стран ТС 50% "Трансконтейнера", Казахстан и Белоруссия — небольшой денежный взнос. Это делается, что не тормозить создание ОТЛК. Затем уже проводится оценка активов партнеров. Таким образом, РЖД на первом этапе создания единой компании будут иметь приоритет в уставном капитале. Для выравнивания долей партнеров есть несколько вариантов, сказал источник: либо Казахстан и Белоруссия докупают долю деньгами, либо через дивидендную политику. При этом, по его словам, что Казахстанские железные дороги однозначно хотят в итоге получить равные доли в ОТЛК.