МОСКВА, 21 фев — Прайм. Механизм гарантии утилизации для автопроизводителей РФ будет ликвидирован, сообщил журналистам глава Минэкономразвития РФ Андрей Белоусов.
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
Россия с 1 сентября 2012 года ввела утилизационный сбор на ввозимые в страну и произведенные на российской территории транспортные средства. На данный момент он в обязательном порядке уплачивается при импорте как новых, так и подержанных машин, в то же время работающие в России автопроизводители могут вместо уплаты сбора предоставить властям гарантию безопасной утилизации транспортного средства в будущем, что неоднократно вызывало озабоченность представителей ЕС. В декабре прошлого года в ходе саммита России и ЕС президент РФ Владимир Путин дал поручение в месячный срок проработать вопрос о выравнивании условий применения утилизационного сбора за автомобили.
"Механизм гарантии будет ликвидирован", — сказал Белоусов, отвечая на вопрос журналистов, сохранится ли он для российских автопроизводителей.
"Принципиальное решение принято. Будут введены такие же платежи для российских производителей, как платят иностранные производители", — сказал Белоусов, пояснив, что необходимо решить еще много технических деталей. "Но, тем не менее, президент это пообещал во время саммита с ЕС в Брюсселе, мы сейчас эту тему отработали", — продолжил министр.
По его словам, сейчас готовятся соответствующие нормативные акты, подзаконные акты и проекты постановлений правительства.
Белоусов пояснил, что российские автопроизводители будут платить утилизационные сборы, как и иностранные. "Будут осуществляться живые платежи", — сказал он.
Вместе с тем глава Минэкономразвития уточнил, что в министерство обращаются инвесторы, которые уже реализуют проекты в России в режиме промышленной сборки, так как введение утилизационного сбора для них существенно удорожает проекты. "У нас есть закон об иностранных инвестициях, в котором предусмотрена "дедушкина оговорка", согласно которой никакие принимаемые изменения не могут ухудшить условия договора, и мы сейчас работаем с нашими коллегами для того, чтобы компенсировать им убытки от ухудшения условий реализации договора", — пояснил Белоусов.
Он напомнил, что подобный прецедент уже был, и он касался работы производителей автокомпонентов в режиме промсборки после присоединения России к ВТО. "Мы приняли закон, который гарантирует тем, кто работает в промсборке, получение дополнительных субсидий в объеме выпадающих доходов, чтобы компенсировать это повышение таможенных пошлин", — сказал министр.
Примерно то же самое планируется сделать и в рамках инвестпроектов для автопроизводителей, которые уже реализуют инвестиционные соглашения и осуществляют инвестиции. "Мы должны в рамках обязательств и просто из соображений справедливости не допустить ухудшения условий их работы", — заключил Белоусов.
По данным МЭР, в конце прошлого года в России из 316 автопроизводителей лишь 186 пользовались механизмом гарантий, остальные выплачивали утилизационный сбор.
Рынок ждет деталей
Аналитик ВТБ Капитал Владимир Беспалов в беседе с агентством "Прайм" сказал, что пока не до конце все понятно, но если следовать логике заявления, принципиально ничего не изменится.
"То есть те деньги, которые будут платить в виде утилизационных сборов, они будут возвращаться автопроизводителям в виде субсидий. Белоусов говорил о тех производителях, которые подписали соглашение о промсборке, но у нас еще есть российские производители", — сказал он.
Аналитик контсатировал, что пока каких-то конкретных документов нет, но считает, что правительство разработает какой-то механизм, который позволит не только тем, кто собирает иностранные автомобили в рамках пробмсорки, но и российским производителям воспользоваться преимуществами субсидий.
"Я не думаю, что исключат одних производителей, работающих в Росссии, из субсидий, а другим будут платить", — заметил он. По мнению Беспалова, правительство будет искать механизмы, чтобы не ухудшить положение производителей, то есть заменять "сборы на субсидии или еще что-то".
Автопроизводители, как и аналитики, ожидают более конретных деталей.
"АвтоВАЗ" прокомментирует изменения после разработки новых правил", — сообщили агентству "Прайм" в четверг в компании.
Представитель автопроизводителя "Соллерс" также сказал агентству, что компания будет комментировать решение после появления большей конкретики.