МОСКВА, 12 мар — РИА Новости, Мария Ганиянц. Круглый стол "Детская литература: призвание, профессия или коммерция?", который устроили совместно Российская государственная детская библиотека и издательство "Росмэн", прошел во вторник в РГДБ.
В обсуждении проблем, связанных с детской литературой приняли участие замдиректора РГДБ Ольга Мезенцева, писатель Андрей Усачев, генеральный директор книжного издательства "Росмэн" Борис Кузнецов и другие.
"Работа с новыми авторами — коммерчески рискованное предприятие. Мы для себя решили аккумулировать новые проекты в рамках конкурса "Новой детской книги", но ставку делаем на классику," — пояснил глава "Росмэн" Борис Кузнецов.
Детский книжный гид: поэзия Саши Черного и сказочный кот Улицкой >>
Бизнес-модель одного из крупнейших российских издательств на рынке он пояснил так: "На классике зарабатываются деньги, новые авторы издаются на эти деньги". В итоге складывается такая ситуация, что детские авторы в большинстве своем не могут существовать исключительно за счет профессиональной деятельности.
Писатель Игорь Жуков пояснил, что частенько, чтобы заработать, он пишет на заказ, но эти стихи, по его словам, как правило, значительно хуже того, что пишет для себя. Заработать детскому писателю сегодня исключительно писательским трудом невозможно. Присутствовавшие на обсуждении подсчитали, что жить на роялти могут лишь классики.
"Если бы Андерсен, который находится на седьмом месте по популярности (за 2012 год было издано 59 книг общим тиражом 598 тысяч экземпляров), был жив, он заработал бы более 4 миллионов рублей", — пояснил Кузнецов.
Вопрос о том, так сделать так, чтобы книги с полок попадали к читателям, как повысить интерес к чтению, и к чтению современных авторов в частности, подняла зам директора РГДБ Ольга Мезенцева. Она пояснила, что встречи с современными писателями, которые могут поводиться в библиотеках, могут привлечь писателей к современной литературе.
Книги для тех, кому за 10: больше для мальчиков >>
Книги для тех, кому за 10: больше для девочек >>
Обсудили и перспективу повышения интереса к современным книгам для детей, через создание мультфильмов или фильмов, которые могли бы привлечь более широкую аудиторию. Но, по мнению участников дискуссии, это невозможно, ввиду печального состояния российского кинематографа.
Писатель Андрей Усачев сказал, что лично для него рынок детской российской книги очень скучный, так как его не устраивает качество современной литературы, в частности, например, таких жанров, как фэнтези. Вместе с тем, такие замечательные писатели, как Алексей Дмитриев, Мария Потоцкая, практически не известны читателям, так как их не издают.
"Если жить без компромисса, я бы не хотел, чтобы половина моих книг выходила — из-за художников, качества бумаг, много еще чего", — пояснил он.
По официальным данным, за последние три года в России было выпущено более 350 миллионов экземпляров книг для детей. При этом в России их живет примерно 22 миллиона. 80% этих новых книг — одна и та же классика, издаваемая под разными обложками. Таким образом, складывается ситуация, при которой предложение превышает спрос.
Книги в погоне за брендами: от Angry Birds до "Закрытой школы" >>
Писатели-современники зарабатывают либо премиями, либо журналистикой и изданием детских журналов.
Участники дискуссии согласились, что писательство в России не скоро сможет выйти за рамки "дорогостоящего хобби" и стать профессиональной деятельностью.