Рейтинг@Mail.ru
Авдеевы конюшни: с чем придется столкнуться новому министру культуры - РИА Новости, 21.05.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Авдеевы конюшни: с чем придется столкнуться новому министру культуры

© Мединский ВладимирВладимир Мединский. Архив
Владимир Мединский. Архив
Читать ria.ru в
Дзен
Кто сменит Александра Авдеева на посту главы Министерства культуры в новом правительстве - было одной из главных интриг, связанных с грядущими перестановками во властных структурах. В понедельник интрига разрешилась, но довольно неожиданным для всех культурных деятелей назначением - министром профильного ведомства стал Владимир Мединский.

МОСКВА, 21 мая - РИА Новости, Мария Ганиянц, Ольга Гринкруг. Кто сменит Александра Авдеева на посту главы Министерства культуры в новом правительстве - было одной из главных интриг, связанных с грядущими перестановками во властных структурах. В понедельник интрига разрешилась, но довольно неожиданным для всех культурных деятелей назначением - министром профильного ведомства стал Владимир Мединский, с 2004 по 2011 год проработавший в Госдуме и в течение месяца возглавлявший там комитет по культуре.

Среди наиболее вероятных претендентов называли главу "Мосфильма" Карена Шахназарова, директора департамента культуры правительства РФ Дениса Молчанова, сменившего пост главы профильного думского комитета на должность замминистра культуры Григория Ивлиева, советника президента по культуре Юрия Лаптева и даже бывшего вице-губернатора Санкт-Петербурга Аллу Манилову, потянувшуюся вслед за подругой Валентиной Матвиенко в Москву.

В СМИ в разное время появлялась информация о том, что на министерский пост претендуют руководители крупнейших телевизионных холдингов - назывались имена главы Первого канала Константина Эрнста и гендиректора НТВ Владимира Кулистикова, а чаще прочих - главы ВГТРК Олега Добродеева.

Слухи о возможном подчинении Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям министерству культуры - такая конфигурация существовала в период с 2004 по 2008 годы - добавили к списку возможных претендентов на министерское кресло главу Роспечати Михаила Сеславинского и его зама Владимира Григорьева.

Впрочем, в большей степени имеет значение не то, кто занимает этот пост, а то, какие полномочия будут у нового министра, какие реальные рычаги управления. И сможет ли он в полной мере контролировать финансовые потоки, идущие на культуру.

Практически все проблемы в области культуры в министерстве привычно объясняют недостаточным финансированием. Этим оправдывали все - от разрухи на "Ленфильме" до пропаж экспонатов из Эрмитажа.

Министр Авдеев неоднократно заявлял, что российской культуре необходимы 200 миллиардов рублей в год, но такие деньги из бюджета никто напрямую Минкультуры давать не собирается.

Формально, сумма, выделенная в этом году, даже уменьшилась - в 2011 году было выделено порядка 88 миллиардов рублей, но за год общая сумма выросла до 94 миллиардов рублей, а в этом пока составляет всего 86,2 миллиарда рублей. Однако, учитывая дополнительные источники, в том числе, утвержденную правительством в марте федеральную целевую программу "Культура России" на 2012-2018 годы, и дополнительные целевые доплаты порядка 10,1 миллиарда рублей на Большой театр, Эрмитаж, Госфильмофонд и Росархив, минимум, который потратят на культуру в 2012 году - 95,3 миллиарда рублей.

Поэтому, чтобы получить необходимые для российской культуры средства, министру придется проявить смекалку и попробовать изыскать средства из других источников как государственных, так и частных.

Про музеи

То, что эти источники финансирования есть, показала недавняя встреча в Саратове Владимира Путина с музейными работниками, на которой тогда еще премьер-министр и уже избранный президент направо и налево раздавал обещания.

Например, пообещал Русскому музею выкупить за два миллиона евро коллекцию живописи Адольфа Маркса. А еще предложил саратовскому губернатору Валерию Радаеву построить напополам новое фондохранилище (стоимость проекта и строительства - 270 миллионов рублей).

Очевидно, что министру культуры придется иметь дело с глобальными музейными стройками: в теме строительства фондохранилищ появилась, наконец, определенность. Минкультуры разработало программу по обеспечению сохранности музейного фонда России и развитию музеев на 2012-2020 годы, в которую были включены вопросы строительства фондохранилищ, реставрации зданий, создания реставрационных центров и так далее.

По предварительным подсчетам, на реализацию программы требуется 169,5 миллиарда рублей - эта цифра должна сложиться из федеральных, региональных и муниципальных средств, а также взносов частного капитала. Пока из федерального бюджета на ближайшие шесть лет обещано 67 миллиардов рублей.

Например, строительство депозитарно-выставочного комплекса в "Сколково" для нескольких федеральных музеев, тянет на 900 миллионов рублей. При этом, в Минкультуры отметили, что логично было бы привлечь к строительству фондохранилищ и частный капитал, так как российские коллекционеры в большинстве своем не имеют возможности хранить свои собрания предметов искусства в должных условиях.

Для 60 московских музеев тоже предусмотрено строительство единого фондохранилища к 2016 году. Нашлись в бюджете деньги и на масштабный проект переустройства Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина, на развитие музейного комплекса, строительство новых зданий и реконструкцию, в рамках празднования 100-летнего юбилея ГМИИ в этом году. Запланированная реконструкция должна привести к появлению "Музейного городка" и на это до 2015 года должны выделить 22 миллиарда рублей.

На грядущее празднование 250-летия "Эрмитажа" в 2014 году планируется потратить порядка 13 миллиардов рублей. Сколько потребуется на постройку дополнительного крыла Государственной Третьяковской галереи, и строительство нового здания на Крымском валу, пока непонятно, но сумма будет немалая.

И новое здание музея современного искусства, которое должно быть построено на Бауманской улице на базе ГЦСИ, обойдется минимум в 5 миллиардов рублей.

Про кино

Главное, что министру предстоит сделать в сфере кинематографа - прийти к согласию с Фондом кино, который был создан в 2009 году и сейчас распределяет львиную долю киношных госденег.

Изначально предполагалось, что Фонд займется поддержкой мейджоров, а остальные функции останутся за министерством. В итоге новообразованный орган постепенно распространил свои интересы и на анимацию (правда, не артхаусную, а зрительскую), и на авторские фильмы (в порядке поддержки социально значимых проектов), и на продвижение отечественного кино за рубежом.

На почве киноэкспорта между Фондом и министерством имеет место натуральное соперничество.

Новому министру, очевидно, придется наводить тут порядок. Наверняка, ему захочется разобраться с финансированием - в этом году Фонду досталось 3,8 миллиарда рублей, а министерству - лишь 1,5 миллиарда.

Ему предстоит понять, почему ни указ президента, ни постановление правительства не в состоянии заставить кинотеатры переключиться на введенную еще в 2008 году систему единой электронной отчетности за проданные билеты.

Параллельно надо будет решать судьбу многострадального "Ленфильма", чьи долги по коммунальным платежам ежегодно растут, а павильоны - ветшают. Ясно, что залатанной крышей тут не отделаешься - положение нужно кардинально менять.

Предыдущий глава правительства отрядил на это дело главу АФК "Система" Владимира Евтушенкова. У его "Системы Масс-медиа" в Петербурге уже есть одна студия, RWS, так что в Белом доме его сочли профильным инвестором. У общественного совета Ленфильма, во главе с Германом-старшим и Сокуровым, было другое мнение - они испугались, что "Ленфильм" купят за бесценок, а потом застроят дефицитную землю на Каменноостровском какими-нибудь бизнес-центрами, и написали открытое письмо Путину. Тот решил выступить арбитром, выслушал всех, включая двух сменившихся за время дискуссии мэров, но решения, способного потрафить всем накануне выборов, так и не нашел. В итоге "Ленфильм" в очередной раз оставили зимовать нетронутым. Но бесконечно так тянуться не может, и новому правительству предстоит все же решить, по чьему рецепту спасать студию.

Про театр

Со строительством Мариинки-2, где Счетная палата недавно обнаружила неэффективное использование средств на сумму более 290 миллионов рублей, тоже придется разбираться. Работы должны завершиться к началу 2013 года. Уже потрачено 16 миллиардов рублей, а планируется потратить всего 22 миллиарда. Вокруг же проекта регулярно разгораются нешуточные скандалы.

Проблемы начались, когда было принято решение отказаться от первоначального проекта Доминика Перро из-за его дороговизны. Конкурс провели заново, и насадили новое здание, спроектированное канадским бюро Diamond & Schmidt на старый фундамент. Как выяснилось, ни Минкультуры, ни сама Маринка контролировать финансовые потоки стройки практически не могут.

Такая ситуация сложилась благодаря давнему решению тогдашнего министра культуры Михаила Швыдкого, который, начиная масштабную реконструкцию Большого театра (она длилась шесть лет и обошлась стране более чем в 20 миллиардов рублей), передал управление финансами дирекции по строительству, реконструкции и реставрации театра. А через год после вступления Авдеева в должность, в мае 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев взял стройку Большого театра под свой контроль, распорядившись создать межведомственную рабочую группу по вопросам осуществления второй очереди реконструкции, реставрации и техоснащения комплекса зданий ГАБТ, фактически отстранив министерство культуры от руководства проектом.

По схожей схеме шло и строительство второй сцены Мариинки, начавшееся в 2003 году, неподалеку от исторического здания. За строительство отвечает не министерство культуры, а вроде как подконтрольная ему Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации.

Теперь на повестке дня еще и реконструкция Александринки (общий объем господдержки превысит 1,5 миллиарда рублей), и ремонт в Михайловском театре, запланированный на 2014 год (правда, его директор Владимир Кехман планирует привлечь и частные инвестиции).

Про прочее

Кроме того, на плечи министра ляжет реализация принятой концепции развития циркового искусства России до 2020 года, согласно которой цирки должны перейти на самоокупаемость, предварительно реконструировав все здания региональных цирков (на это выделяется 26 миллиардов рублей).

Грядут еще две концепции: развития театрального дела, и стратегического развития музейного дела, которые должны быть приняты в ближайшее время.

Наконец, министру придется плотно заниматься новым "Законом о культуре в РФ", который пока не дошел даже до первого чтения в Госдуме, и который должен заменить принятые еще в 1992 году "Основы законодательства РФ о культуре". Сложность в том, поясняют в министерстве, чтобы проект вписался в действующую законодательную систему, так как "многие сферы регулируются налоговыми кодексами и другими законодательными актами, в которые, возможно, придется вносить изменения".

Если "Закон о культуре" будет принят в должном виде, а на развитие театрального и музейного дела выделены необходимые средства, тогда ситуация с культурой в целом может сдвинуться с мертвой точки.

А уж если министру удастся вывести культуру в ранг национального проекта (а это открывает перспективы практически неограниченного, в сравнении с нынешним, финансирования) и пролоббировать принятие "Закона о меценатстве", то памятник ему можно будет ставить уже при жизни.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала