Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить

Анри Картье-Брессон. Погоня за вечностью

Weekend: 19-21 марта 2010 года (75)
Анри Картье-Брессон. Мадрид, Испания. 1933
Сколько бы ни велось разговоров о том, когда из ремесла фотография превратилась в искусство, найти имя более очевидное, приходящее на ум моментально, сложно: Анри Картье-Брессон. Для нынешней Фотобиеннале агентство «Магнум» привезло в Москву ретроспективу мастера, которая колесит по миру уже тридцать лет.
Анри Картье-Брессон Воскресенье на берегу реки Марны, Франция 1938

Сколько бы ни велось разговоров о том, когда из ремесла фотография превратилась в искусство (а имена звучат самые разные, и их очень много), найти более очевидное, приходящее на ум моментально, сложно: Анри Картье-Брессон. Его изящные черно-белые снимки сложно, да и не нужно описывать, зато  в ближайший месяц у нас есть возможность увидеть их воочию: для нынешней Фотобиеннале агентство «Магнум» привезло в Москву  ретроспективу мастера, которая колесит по миру уже тридцать лет.

Главные принципы Картье-Брессона – не делать постановочных кадров, ловить миг, когда событие обретает свой подлинный драматизм и раскрывается наиболее полно, – стали главными заповедями для всех последующих поколений фоторепортеров. Будучи творцом, обладая собственным стилем, вкусом, взглядом, взяв в руки камеру, Картье-Брессон превращался в охотника, в чьей работе главными были быстрота реакции, умение думать и действовать мгновенно. «Выстроить на одной оси глаз, голову и сердце», как говорил сам мастер. «Фотография сама по себе меня не интересует. Я просто хочу захватить кусочек реальности. Я не хочу ничего доказывать, ничего подчеркивать. Вещи и люди говорят сами за себя», - писал он.

Мартин Мункачи Мальчики, бегущие к прибою. Озеро Танганьика 1930

 

Творческая жизнь Брессона началась с живописи. Рисовать он начал задолго до того, как взял в руки первую камеру, и вновь вернулся к краскам, когда снимать почти перестал. Андре Лота, живописца и скульптора, работавшего на стыке кубизма и классического искусства, Картье-Брессон считал своим учителем фотографии без камеры. Понимание композиции, целостности работы и ее выразительности, «вирус геометрии», видимо, берет свое начало оттуда, из уроков в академии Лота и художественной школе.

И все же именно фотография, на которую Картье-Брессон полностью переключился после путешествия по Африке в 1930 году,  дала ему  то, чего не могла дать живопись – возможность поймать реальность за хвост. У него тоже были свои кумиры, например, блестящий французский фотограф  Эжен Ажте, работавший еще в конце XIX века, или венгр Мартин Мункачи. Его хрестоматийная фотография – «Три мальчика на озере Танганьика» - едва ли известна менее, чем работы самого Картье-Брессона. Позже Картье-Брессон признавался, что именно работа Мункачи стала для него «отправной точкой». «Я неожиданно понял, что с помощью фотографии можно зафиксировать бесконечность в одном моменте времени. И именно эта фотография убедила меня в этом. Здесь столько напряжения, столько непосредственности, столько радости жизни, столько сверхъестественности, что даже сегодня я не могу спокойно смотреть на нее», - писал он много лет спустя.

 

Фотографии Картье-Брессон посвятил сорок лет: он снимал во время Второй мировой (был 36 месяцев в немецком плену, после стал участником Сопротивления и вместе с другими фотографами снимал оккупацию Франции и после - отступление фашистов), как репортер созданного с единомышленниками агентства «Магнум» объездил более двадцати стран.  Два раза пробирался через «железный занавес», чтобы отыскать в СССР, стране парадов и марширующих колонн, каким видел его Запад, живых людей.  Снимал звезд, политиков, простых смертных, уличные сценки – саму жизнь, которая, как считал Брессон, богаче и ярче любой фантазии.

В начале 1970-х Брессон вновь обратился к графике и живописи, запрятав свою «Лейку» в сейф и практически прекратив заниматься фотографией. Вокруг картин, конечно, нет того ажиотажа, которым окружены его снимки, но, возможно, придет момент, когда мир откроет для себя по-настоящему и Брессона-художника.

Пока же ловите момент! Фотографии Анри Картье-Брессона  представлены в Манеже до 18 апреля.

Анри Картье-Брессон Тоскана, Италия 1933
Анри Картье-Брессон Абруцци, Италия 1951
Культура

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.