Сегодня исполняется 75 лет актрисе Наталье Фатеевой, хотя цифру 75 она опровергает одним своим видом.
«Если смотреть на прожитую жизнь глазами окружающих, то, конечно, многим кажется, что я успешна, счастлива. Мое же личное ощущение – я не совсем успешна, писала Наталья Фатеева почти год назад в журнале «Профиль» - ведь мое поколение жило в очень узких рамках, в так называемых «объятьях Родины». Мне кажется, успешным можно считать себя в том случае, если ты поступательно развиваешься, если ты свободен в своих мыслях, действиях и поступках».
Красивая, талантливая, свободолюбивая и улыбчивая Наталья Фатеева всегда была востребованной актрисой, хотя значительных ролей в ее активе не было. «Лицо у меня слишком улыбчивое, - говорит она о себе. – За это, кстати, меня не любило советское кино, ему не очень нужна была актриса со счастливым выражением лица».
"Великое будущее"...
Родилась Наталья в 1934 году в Харькове. Ее мама работала в легкой промышленности - директором ателье мод, а отец был военнослужащим. Ее родители и познакомились в Харькове, куда прадед Фатеевой перебрался после революции.
Наталья с ранних лет мечтала о карьере актрисы. Девочка буквально не вылезала из оперного театра, пересмотрев и переслушав не раз все спектакли, а некоторые арии знала наизусть.
Родители не очень приветствовали увлечение дочери сценой, считая актерство занятием малопригодным для жизни.
В 1952 году Наталья Фатеева вопреки воле родителей и отговорам друзей решила поступать в Харьковский театральный институт. Это ей удалось с первого же захода: у нее одной из всех абитуриентов по всем экзаменам были отличные оценки.
Фатеева всегда была очень целеустремленной. Под одной из своих фотографий в альбоме она, например, сделала примечательную подпись: "Великое будущее"... И, как оказалось, не ошиблась.
В начале 50-х творческая судьба студентки Фатеевой складывалась неплохо. За отличную учебу она стала получать именную стипендию, ее (как одну из самых красивых и талантливых студенток) пригласили работать диктором на местное телевидение.
В 1953 году Наталья Фатеева решила поступать во ВГИК. Экзамены она сдала блестяще и была зачислена студенткой первого курса в мастерскую С. Герасимова и Т. Макаровой.
Кино плюс Театр
1956 год принес Наталье Фатеевой удачу. Она дебютировала на Киностудии имени Довженко, сыграв Таню Оленину в фильме «Есть такой парень». Типичную для того времени героиню (самостоятельную и правильную советскую девушку) Фатеева смогла наделить собственной естественностью и обаянием.
В 70-е годы творческая биография Фатеевой пополнилась новыми ролями, однако ни одна из них не принесла ей достаточного удовлетворения. Из наиболее запомнившихся ролей того периода можно назвать разве что четыре: Людмила в «Джентльменах удачи», Павлина в «Летних снах», завуч в «Розыгрыше» и Ирина Соболевская в «Место встречи изменить нельзя».
Наталья Фатеева о своей творческой судьбе высказывается так: «Пика популярности» у меня никогда не было. Я не относилась к «модным», «престижным» артистам, никто меня в звезды не выводил, в лауреаты не толкал. В моде был серый цвет…»
С годами проявилась еще одна грань таланта актрисы - ее многоплановость. Фатеева доказала, что может сыграть в комедии, в мелодраме, в фильме на «производственную» тему, в мюзикле, в исторической картине, и даже в детективе. Она играла учительниц и экономисток, инженеров и спортсменок, колхозниц и княгинь.
Много и успешно Наталья Фатеева занималась дубляжом иностранных картин. Их в ее биографии более двухсот. Ее голосом говорили Софи Лорен, Леа Массари, Беата Тышкевич, Невена Коканова, Барбара Брыльска и многие другие.
В 1958 Наталья Фатеева стала актрисой Театра-студии киноактера. В 1959 ушла в Московский театр им. М. Н. Ермоловой, но через год вернулась в Театр киноактера.
Наиболее заметными театральными ролями Фатеевой в театре стали: Патриция в «Трех товарищах» Ремарка в театре им. Ермоловой, Даша в пьесе Хикмета «Два упрямца», Мадам де Реналь («Красное и черное» Стендаля) в Театре киноактера и другие.
Три плюс два
Хотя Наталья Фатеева и говорит, что «пика популярности» в ее карьере не было, она немного лукавит. Слава пришла к ней в 1963 году после выхода комедии «Три плюс два». Пригласил ее на роль укротительницы Зои сам режиссер - Генрих Оганесян.
Наталья Фатеева вспоминает: «Помню, что, прочитав сценарий, тут же поехала в Ригу. Пробы были на побережье. Потом мне позвонил режиссер: «Мы хотим, чтобы вы играли не Зою, а Наташу. Зою бы сыграла Лиля Алешникова». Я сказала, что роль актрисы Наташи мне не нравится, лучше я вообще не буду сниматься. И меня утвердили на Зою». Подружку Зои сыграла Наталья Кустинская, а трио мужчин – Андрей Миронов, Евгений Жариков и Геннадий Нилов.
Наталья Фатеева очень гордилась тем, что действительно входила в клетку с тиграми, но эти кадры из фильма вырезали. Позднее актриса рассказывала: «Самое обидное, что вся моя храбрость - как я облокотилась на тигра, как я его гладила и даже приударяла кулаком - не вошла в фильм. Эти кадры забраковали, так как в них попала рука Запашного, который держал тигра за ошейник».
Любовь и брак
На съемках фильма «Есть такой парень» Наталья Фатеева познакомилась с начинающим режиссером Владимиром Басовым. В 1957 году он пригласил ее на одну из ролей в свою картину «Случай на шахте восемь», а спустя некоторое время они поженились. Но брак не был удачным и продлился всего несколько лет. У Фатеевой и Басова родился сын Владимир, ныне успешный режиссер.
Уже после развода с Басовым во время съемок фильма «Три плюс два» между Натальей Фатеевой и Андреем Мироновым вспыхнул роман. Актриса признавалась: «С Андреем мы очень подружились. Он был именно хорошим другом, были долгие и теплые отношения, после тяжелого разрыва с Басовым он мою душу очень отогрел...» Но во что-то большее их отношения так и не перешли, хотя Андрей Миронов был действительно сильно влюблен в Фатееву.
Мама Андрея, актриса Мария Миронова рассказывала: «Когда они расстались, он страдал. Андрей иногда писал мне письма и почти все его письма относятся к периоду любви и расставания с Наташей. Он писал о своих чувствах к ней. И как писал... Я до сих пор отношусь к этой женщине с огромной нежностью...»
Второй раз Фатеева вышла замуж за летчика-космонавта Бориса Егорова. С Егоровым Фатеева познакомилась случайно на вечеринке у подруги. Красивый, умный, настоящий герой того времени, он сразу же вскружил голову Наталье. То, что Егоров уже был женат, не стало для нее преградой. Вскоре Борис развелся и женился на Фатеевой. А в 1969 году у них родилась дочка, которую назвали Наташей. Но второй брак оказался таким же непрочным, как и первый.
Личная жизнь актрисы так и не сложилась. О своей лично жизни она говорит так: «Все мои браки были примерно одинаковой продолжительности. Три года люблю, два года терплю. Пятилетка, все по-советски. В браках я была обычной женой. И носки стирала, и готовила, все как у всех. Быт советский – это пытка. А в моей профессии – так и вдвойне: мне же надо следить, чтобы руки не страшные были, чтобы лицо не старело…
«Мне не стыдно за мою прожитую жизнь…»
В 1990-е годы актриса пропала с экранов. Но случилось это не по ее воле, а потому что кинематограф этого времени был заполнен в основном "чернухой", а сниматься в таком кино Фатеева не хотела. Среди ее последних работ - "Осенние соблазны" В. Грамматикова, "Тайны дворцовых переворотов" С. Дружининой, "Дорога на край жизни" Р. Мурадяна.
Несмотря на возраст Наталья Фатеева прекрасно выглядит и излучает оптимизм. В одном из своих интервью она сказала: «Я считаю, что прожила достойно. Мне не стыдно за мою прожитую жизнь...»
Материал подготовлен на основе открытых источников