Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
slide

Единство и борьба славян: исторические предпосылки

Ростислав Ищенко. Архивное фото
Ростислав Ищенко объясняет, как исторически обусловлены нынешние дезинтеграционные процессы между родственными славянскими народами, а также чем Россия мешает Соединенным Штатам, а Украина и Белоруссия — Европе.

Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования

Продажа флажков Евросоюза и Украины в Киеве, Украина. Архивное фото
Рабство вместо свободы, или Евроинтеграция через повешение
Когда мы говорим, что русские, украинцы и белорусы – до сих пор один народ, правда, уже вплотную приблизившийся к реальному разделению на три родственных, но не обязательно братских, это – правда. Но это не значит, что мы должны забывать, что этот один народ на протяжении истории неоднократно проживал в разных государствах, причем зачастую все они были русскими государствами.

Государственные образования возникают, исчезают, расширяются и дробятся, в основном по причинам экономическим. По крайней мере, в отличие от неестественного насильственного уничтожения государственности вооруженным путем, эти причины отличаются естественным характером. И если приход очередного Атиллы, Чингисхана или ИГИЛ предсказать практически невозможно, то развитие и угасание экономических комплексов поддается корректному анализу и даже может корректироваться (желательно аккуратно, но бывает и грубо).

Сегодняшние небезуспешные попытки Запада уничтожить экономику Украины (то, что не удалось сделать при помощи соглашения об ассоциации, реализовывается в ходе гражданской войны), как раз и вызваны пониманием роли экономических связей в обеспечении государственного единства. Именно уничтожение украинской экономики, должно по мысли Запада, навеки сделать невозможным политическое взаимодействие Киева и Москвы в какой бы то ни было форме – без экономической интеграции нет и политической.

Ошибка Запада заключается только в том, что он не может предложить Украине другой интеграционный проект. Поэтому даже уничтожение украинской экономики под ноль всего лишь ставит перед киевской властью и руководимым ею населением вопрос выбора: либо восстанавливать экономическое взаимодействие с Россией, что в результате вновь приведет к политической интеграции, либо вымирать.

От Новгорода до Киева

Эта проблема родилась не сегодня. Еще Древняя Русь была разделена на четыре автономные экономические зоны – две крупные и две помельче.

Известно, что сформировалось древнерусское государство вдоль днепровского водного пути, бывшего одной из крупнейших торговых артерий Европы – путем "из варяг в греки" или "из грек в варяги" (кому как больше нравится, ибо путь действовал в обоих направлениях). Ключевыми центрами на этом пути были Новгород, Смоленск и Киев. Особое значение придавалось Новгороду и Киеву, контролировавшим соответственно северную и южную оконечности пути.

Поэтому уже со времени Святослава Игоревича в Новгороде сидел один из сыновей киевского князя. Значение города подтверждалось и тем, что именно правившие в Новгороде Владимир Святославович (Великий) и Ярослав Владимирович (Мудрый) вопреки династическим правам, настроению киевской знати и завещанию родителя последовательно (друг за другом) завладевали киевским столом.

Таким образом, экономика первого русского государства формировалась вокруг днепровской торговой артерии, а походы новгородцев на Сигтуну и Упсалу (древние столицы Швеции), а киевлян на Константинополь предпринимались не только и не столько с целью грабежа, но в основном с целью обеспечения торговых интересов (заключения выгодных для русских купцов и доминирующей в этой системе княжеской торговли торговых договоров).

Полоцкое княжество как альтернатива днепровскому пути

Однако уже во время первых киевских князей объединенного Древнерусского государства мы сталкиваемся с еще одним экономическим комплексом – княжеством Полоцким.

Княжество обеспечивало альтернативный днепровско-волховскому (киевско-новгородскому) торговому пути выход на Балтику через Западную Двину. Оно контролировалось князьями не из дома Рюрика. Очевидно в какой-то момент конкуренция Полоцка стала слишком досаждать киевско-новгородскому торговому комплексу. В результате город был взят и разорен так надежно, что через много лет его пришлось восстанавливать на новом месте, князь Рогволод убит, его дочь Рогнеда стала одной из жен тогда еще не христианина и не равноапостольного, а язычника и многоженца Владимира, ну а территория была присоединена к управлявшимся из Киева владениям дома Рюрика.

Однако, очевидно, торговый путь по Западной Двине был слишком важен для экономики данной территории, поскольку через некоторое время Владимир восстановил княжество, отправив туда своего сына от Рогнеды Изяслава, чем фактически восстановил местный княжеский дом, пользовавшийся с тех пор в рамках киевско-новгородской системы широкой автономией.

Полоцкие князья, как правило, враждовали с Новгородом как со своим торговым конкурентом и ориентировались на Литву. Вначале литовские племена, контролировавшие выходы на Балтику, находились в зависимости от полоцких князей. Затем Полоцкое княжение (уже раздробленное на уделы) стало первым (из русских земель) приобретением Великого княжества Литовского.

Княжество занимало территории современной северной и центральной Белоруссии, было населено русским народом, но его экономический комплекс был второстепенным ответвлением днепровского торгового пути. Главную роль здесь все-таки играл Великий Новгород, имевший, в отличие от полочан, самостоятельный выход на Балтику.

Когда современные белорусские историки возводят белорусскую государственность к полоцкому княжеству, это некорректно с этнической точки зрения, но вполне адекватно с точки зрения экономической.

Более того, экономические комплексы Полоцкого княжества и современной Белоруссии сравнимы в том смысле, что, являясь в значительной степени автономными, тем не менее испытывают критическую зависимость от экономики основного русского государства (в IX-X веках днепровской Руси, продлевавшей двинский торговый путь до Черного моря, а сегодня Российской Федерации, обеспечивающей рынок сбыта для товаров белоруской промышленности).

Критической является и военно-политическая зависимость региона от основного русского государства. После окончательного распада Древней Руси под ударами монголов Полоцкое княжество моментально попадает в зависимость от Литвы, а затем интегрируется в ее территорию (а позднее в состав Речи Посполитой). Вряд ли кто-то сомневается в том, что без военно-политической опоры на Россию сегодняшнее белорусское государство будет уничтожено Западом еще быстрее и эффективнее, чем Украина.

Кстати, необходимо отметить, что и эконмический комплекс той части древнерусского государства, из которого выросла современная Россия, сформировался как альтернатива днепровскому пути.

Волжский торговый путь

Третий торгово-экономический комплекс – княжество Ростово-Суздальское, ставшее в конце концов Великим княжеством Владимирским, начало оформляться при Владимире Святославовиче, а завершило при правнуке Ярослава Мудрого Юрии Долгоруком. Княжество возникло на колонизованных славянами угро-финских землях верховий Волги и изначально его экономический комплекс начал выстраиваться на основе волжского торгового пути.

Начиная с Юрия Долгорукого все Ростово-Суздальские и Владимирские князья совершали походы на Волжскую Булгарию, с тем, чтобы полностью открыть для себя торговый путь, очищенный в низовьях Волги от хазар еще Святославом Игоревичем.

По сути с этого момента начала формироваться торговая система, альтернативная киевско-новгородской. Однако у этих двух систем была одна точка пересечения – им был необходим Новгород, как точка выхода на Балтику. Юрий Долгорукий был также первым Ростово-Суздальским князем, который обеспечил союз своего княжества с Великим Новгородом. С этого момента и вплоть до 1478 года, когда Иван III Васильевич окончательно присоединил Новгород к московским владениям, князья Ростово-Суздальские, а затем Великие князья Владимирские старались, как прежде Великие Киевские князья, держать в Новгороде своего сына.

По сути падение значения Киева в конце XII – начале XIII века, выразившееся, в том числе и в отсутствии у Владимирских князей после Юрия Долгорукого интереса к борьбе за титул Великого князя Киевского было предопределено не только сокращением торгового значения хиревшей Византии (чья торговля перешла под контроль генуэзцев и венецианцев и которая в конце концов в 1204 году была захвачена крестоносцами), но и переориентацией Новгорода на волжский торговый путь, составлявший основу эконмического могущества Владимиро-Суздальского княжества.

Самостоятельная Галиция

Наконец, к началу XIII века оформляется еще один автономный экономический регион – княжество Галицко-Волынское. Его выделение было обусловлено тем, что Владимирские князья создали альтернативный киевскому экономический комплекс, включивший в свой состав ключевой для киевской торговли Новгород.

В этих условиях киевский великокняжеский стол стал достоянием смоленской ветви рюриковичей, которая, однако, в связи с укреплением в начале XIII века литовской государственности, не смогла обеспечить полноценное функционирование днепровско-двинского торгового пути, как альтернативы волжско-волховскому.

В результате экономическая, а с ней и политическая привлекательность Киева как центра консолидации Юго-Западной Руси снизилась.

Значительная часть подконтрольных ранее киевским князьям территорий перешла под контроль князей галицких и волынских. На этих землях (теперешней территории Западной Украины) сформировался самостоятельный торгово-экономический комплекс, ориентированный на Днестровский торговый путь, с выходом в устье Дуная и на транскарпатские сухопутные связи с Западной Европой через территории Польши и Венгрии.

Победы и поражения Московского государства

Владимир Лепехин, директор Института ЕврАзЭС, член Зиновьевского клуба МИА Россия сегодня
"Солидарная цивилизация" - главный российский бренд
Таким образом, накануне монгольского вторжения динамично развивался только торгово-экономический комплекс, связанный с волжско-волховским водным путем. Быстрый рост экономики и доходов от торговли сделали владимирских князей сильнейшими и влиятельнейшими суверенами раздробленной Руси. Через 150 лет на базе этого комплекса начало формироваться, а к 1480 году окончательно оформилось Московское государство (будущая Великороссия).

Днепровский торговый путь стагнировал. Ослабевший Киев не мог надежно контролировать низовья Днепра. Византийская торговля была перехвачена венецианцами и генуэзцами, выходы на Балтику блокировались: на Севере владимирско-новгородским союзом, обеспечивавшим военно-политический зонтик волжско-волховского комплекса. На Северо-Западе Полоцким княжеством и Литвой, которые совместно контролировали все течение Западной Двины.

Наконец на Юго-Западе, галицко-волынские князья начали строить свое благополучие на карпатско-днестровско-дунайском комплексе, чьи экономические контакты все в большей степени замыкались на Западную Европу, а связи с другими русскими княжествами слабели. На короткое время, уже после того, как Северо-Восточная Русь была разорена монголами, галицкий князь Даниил Романович устанавливает контроль над Киевом. Однако бывшую общерусскую столицу он рассматривает исключительно как буфер, защищающий его родовые земли от потенциально опасной степи. В Киеве ставится гарнизон, но попытки интегрировать его в галицкий экономический комплекс не происходят.

Если мы присмотримся к границам указанных экономических комплексов, то обнаружим, что на основе волжско-волховского впоследствии сформировалась Великая Русь, контролировавшее полуавтономный двинский район, Полоцкое княжество стало предшественником Белой Руси, никуда не интегрированные, контролировавшие стагнирующую экономику устья Десны и среднего течения Днепра земли Киева и Чернигова в будущем превратились в Малую Русь. Ну а переориентировавшая свои связи на Западную Европу Галиция так с тех пор и не выпадала из цепких общеевропейских рук.

Один раз исторические обстоятельства сложились так, что русский народ мог реально создать два русских государства. К средине XIV века Великое княжество Литовско-Русское полностью контролировало днепровско-двинский торговый путь. Одновременно московско-новгородский союз, находившийся в вассальных отношениях по отношению к контролировавшей среднее и нижнее течение Волги Орде продолжал оставаться составной частью волжско-волховского торгового пути.

Не случайно первые князья и цари независимого от Орды русского государства, как и их предшественники князья Владимирские начали походы на Волгу, где вместо Волжской Булгарии образовалось Казанское ханство. Эти походы продолжались ровно до тех пор, пока при Иване Грозном вновь весь волжско-волховский торговый путь (от Астрахани до Новгорода) не оказался под одним военно-политическим контролем.

Заметим также, что сразу после этого царь начал войну не с Крымским ханством (последним осколком Орды), а с Ливонским орденом. А разгром Ордена повлек выступление против России Речи Посполитой, получившей, вместе с Великим княжеством Литовско-Русским и контроль над днепровско-двинским торговым путем. Победа Ивана Грозного и установление русского контроля над землями Ордена привело бы к отрезанию днепровско-двинского торгового пути от выхода к Балтике и быстрой переориентации всех бывших земель Древней Руси на царство Ивана Грозного.

Фактически победа в Ливонской войне обеспечила бы воссоединение Великой России не только с Малой и Белой, но заодно и с Литвой, лет на триста раньше.

Эхо истории

Красная площадь в Москве
План уничтожения России свёрстан. Дело за исполнением
В принципе, сегодняшняя политико-географическая ситуация во многом повторяет ту, что существовала в период противостояния Москве вначале Великого княжества Литовско-Русского (как альтернативного русского государства), а затем Речи Посполитой (как альтернативной восточнославянской империи). Попытки Польши распространить свое влияние на Украину и Белоруссию ведут не просто к созданию политического санитарного кордона вдоль российских границ, но при минимально адекватной политике ЕС могли бы стимулировать создание на базе Польши, Белоруссии, Украины и трех прибалтийских карликов самодостаточной торгово-экономической системы, создающей финансово-экономическую базу под военно-политическое противостояние восточноевропейцев с Москвой.

Такие идеи мелькали в политическом пространстве в средине 90-х в виде предложений по расширению Вышеградской группы за счет славянских и балтийских республик распавшегося СССР (кроме России), а также в виде предложения о создании консолидированного пространства "Межморья" (в составе тех Польши, Украины, Белоруссии и Прибалтики).

Однако стремление восточноевропейцев войти в ЕС и евробюрократии к расширению Евросоюза похоронило эти идеи. С тех пор экономическая, а значит и политическая интеграция Украины и Белоруссии с Россией стала неизбежной, поскольку диктовалась потребностями экономики, не имевшей альтернативы. Вхождение же Украины и Белоруссии в российские интеграционные проекты делало неизбежным и расширение их влияния на Прибалтику.

Так происходит везде в мире: торгово-экономические комплексы, сложившиеся где-то еще до нашей эры, а где-то — в первые века нашей эры, если они не интегрированы полностью в одну военно-политическую систему, а разорваны между двумя и более, стремятся к объединению.

Таким образом, потеряв возможность интегрировать Украину и Белоруссию в свой торгово-экономический комплекс (так как его потенциальные составные части были разорваны между государствами-членами ЕС и странами, которые никогда таковыми не станут) Запад оказался перед необходимостью уничтожить экономику этих площадок, иначе, будучи интегрированными в российские проекты, они несли угрозу потери как минимум трех прибалтийских членов ЕС, либо же изменения Евросоюзом всей своей политики и перехода от партнерства с США к партнерству с Россией.

Так что, если для США, как для мирового гегемона, целью противостояния является уничтожение России, то для Европы, не способной выйти на естественные экономические рубежи, достаточно ликвидации Украины и Белоруссии. Впрочем, трудно не заметить, что в основном цели совпадают. Кроме того, как я отмечал вначале статьи, в отсутствии России Белоруссия не выстоит. Поэтому, решая проблему ликвидации или максимального ослабления и дробления российского государства, США решают для ЕС также украинскую и белорусскую проблемы.

Кстати, именно поэтому, Польша и Прибалтика традиционно стремящиеся, но оказывающиеся неспособными создать восточноевропейскую альтернативу России, всегда оказываются наиболее русофобски настроенными странами как нынешней, так и бывшей Европы. Не было ни одного нападения на Россию, в котором бы они не приняли участия. Их контингенты подчас участвовали в агрессии даже в условиях, когда сами страны не существовали.

Так что, как видим, и польская и прибалтийская русофобии и галицийский европоцентризм имеют, помимо традиционной политической и ментальной надстройки еще и вполне конкретный экономический базис, заложенный до монгольского нашествия. Но эти же экономические интересы определяют и неизбежность стремления Украины и Белоруссии к интеграции с Россией до тех пор, пока на их территориях живут люди. Тем более русские люди.

Ничего личного – бизнес.

Колумнисты
Обсуждение
11 пользователей оставили 17 комментариев
  • Пока на территории Украины и Беларуси живут люди - это замечательно. Но! У меня создается впечатление, что события на Украине нас так ничему и не научили. Поясню. Наш посол в Беларуси госп. Суриков пообщался в среду с журналистами и вызвал массу насмешек в белорусской блогосфере высказываниями, что, мол , белорусам не стоит бояться " российских имперских амбиций", что Россия строит капитализм. Наш посол ( наверняка весьма достойный и опытный человек, бывший хозяйственник и губернатор) , которому аж 74 года выглядит совершенно неубедительно перед молодой белорусской аудиторией. Они говорят - что нам предлагает этот дед в плохом костюме? Обратно в СССР? Если капитализм, то почему российский лучше американского( который уже построен и значительно эффективнее российского). Посмотрим на здание нашего посольства в Минске - лужковский кич ( не иначе госп. Батурина руку приложила к строительству - это версия). А рядом строится огромное польское посольство с культурным центром ( не иначе на американские деньги) по хорошему современному архитектурному проекту. Отменны с архитектурной точки зрения и посольства стран Прибалтики. И что должен думать молодой белорус? Кого выбрать ? При этом в белорусских СМИ и интернете проходит всего лишь одной строчкой важнейшее сообщение о том, что они могут не возвращать нам кредит на 1,3 млрд. долларов.
    К чему все это я говорю. На Украине работал послом замечательный Черномырдин, потом все прозевал Зурабов. Мы хотим и в Беларуси получить украинский вариант? Беларусь сегодня - цель номер 1 для Запада и мы не можем позволить себе нести , простите, чепуху, как это делает наш посол. Нам нужны молодые, блестяще образованные кадры ( с Оксфордами и Гарвардами ) , способные увлечь своим примером молодых украинцев, белорусов. Вот она - новая Россия. Здесь есть перспектива! Здесь нас, украинцев и белорусов, считают за своих, мы не будем вечными людьми второго сорта для немцев и американцев, здесь , в этой интеграции можно сделать карьеру, состояние, стать тем, кем пожелаешь! К сожалению , с молодежью работают американцы, немцы, поляки , литовцы, а мы, как всегда, уповаем на " элиты", которые не всегда умны, которые легко покупаются и продаются, и которые могут предать в любую миниту.
    23:24
    10.06.2015
  • В минувшее воскресенье (06.07.2015) был на спектакле "Улыбнись нам, Господи" российского Государственного Академического театра им. Вахтангова, который ставился в New York City Center в Манхэтане.

    Я люблю некоторых актеров, принимавших участие в спектакле, например, Виктора Сухорукова, Евгения Князева, но шел на Сергея Маковецкого. Его и встретил случайно перед спектаклем, и мы по его предложению сфотографировались двоем. Я спросил разрешение сфотографировать только его, но он сказал: "Почему меня? Давайте вместе." (Фото на моей страничке в ФэйсБуке).

    В перерыве спектакля я вышел на улицу и увидел пикет. Несколько молодых людей стояли с плакатами и протестовали против подписания бумаг некоторыми артистами театра, согласными с воссоединением Крыма.
    Подошел с фотоаппаратом к молодой блондинке с венком цветов на голове, раздававшей листовки, попросил ее повернуться и несколько раз сфотографировал с плакатом, на котором был изображен дядя Сэм, а затем спросил: "Вы украинка?" - "Нет. Я русская." - "Я бульбаш." - "У нас есть здесь белорус," - и она посмотрела налево-направо, но другого бульбаша не заметила. Наш разговор слышала украинка (я спросил ее и она это подтвердила это), которая была обернута в желто-голубой флаг. Тогда я приблизился к блондинке, которая назвала себя русской, и сказал ей шепотом на ушко: "Проблемы у нас общие - у белорусов, русских, украинцев, а Крым российский." Она ничего не ответила и я ушел смотреть второе отделение спектакля.

    По окончании спектакля к моему удивлению пикет против воссоединения Крыма с Россией не разошелся. Я не сразу заметил, что там были новые люди... И когда увидел блондинку, раздававшую листовки, направился к ней с фотоаппаратом, но ее не фотографировал. Она протянула мне листовку и сказала: "Почему вы меня фотографируете без разрешения. Я сейчас вызову полицию." Я ничего не смог ответить, потому что всего час назад... ее фотографировал, и она была согласна. В эту секунду появились три молодца лет сорок с гаком. Один стал передо мной, а двое слева и справа: "Мы сейчас разобъем твою камеру за Крым. Вали отсюда." Я... подумал о Хатыни - предствилась возможность поговорить с представителями тех, кто ее и жителей сжег в 1943-м, и подумал о внуке, с которым собрался в отпуск на его каникулы в Вашингтон, и сказал: "В моей Беларуси Крыма нет." - "Вали, вали отсюда." И я повалил.

    На следующий день утром, рассматривая снимки, увидел, что у блондинки с венком из цветов, которая назвала себя русской, были длинные волосы, и сразу вспомнил, что у той другой блондинки, которая собиралась вызвать полицию, была короткая стрижка.

    Какие же они все-таки похожие, блондинки-славянки! Какие же они все-таки разные - русские и украинские блондинки!
    И мы, бульбаши, по отношению к ним тоже бываем разные.
    А вы, москали? А вы, хохлы? Едины со мной во мнении относительно блондинок-славянок?
    01:56
    11.06.2015
  • Тяжело читать такие огромные статьи.
    18:52
    10.06.2015
  • Исключительно интересно!
    23:10
    10.06.2015
  • все бы ничего но беларусь от литвы не зависила потому что литвой изначально назывались белорусские земли и микола ермалович это доказал
    23:18
    10.06.2015
  • Пока на территории Украины и Беларуси живут люди - это замечательно. Но! У меня создается впечатление, что события на Украине нас так ничему и не научили. Поясню. Наш посол в Беларуси госп. Суриков пообщался в среду с журналистами и вызвал массу насмешек в белорусской блогосфере высказываниями, что, мол , белорусам не стоит бояться " российских имперских амбиций", что Россия строит капитализм. Наш посол ( наверняка весьма достойный и опытный человек, бывший хозяйственник и губернатор) , которому аж 74 года выглядит совершенно неубедительно перед молодой белорусской аудиторией. Они говорят - что нам предлагает этот дед в плохом костюме? Обратно в СССР? Если капитализм, то почему российский лучше американского( который уже построен и значительно эффективнее российского). Посмотрим на здание нашего посольства в Минске - лужковский кич ( не иначе госп. Батурина руку приложила к строительству - это версия). А рядом строится огромное польское посольство с культурным центром ( не иначе на американские деньги) по хорошему современному архитектурному проекту. Отменны с архитектурной точки зрения и посольства стран Прибалтики. И что должен думать молодой белорус? Кого выбрать ? При этом в белорусских СМИ и интернете проходит всего лишь одной строчкой важнейшее сообщение о том, что они могут не возвращать нам кредит на 1,3 млрд. долларов.
    К чему все это я говорю. На Украине работал послом замечательный Черномырдин, потом все прозевал Зурабов. Мы хотим и в Беларуси получить украинский вариант? Беларусь сегодня - цель номер 1 для Запада и мы не можем позволить себе нести , простите, чепуху, как это делает наш посол. Нам нужны молодые, блестяще образованные кадры ( с Оксфордами и Гарвардами ) , способные увлечь своим примером молодых украинцев, белорусов. Вот она - новая Россия. Здесь есть перспектива! Здесь нас, украинцев и белорусов, считают за своих, мы не будем вечными людьми второго сорта для немцев и американцев, здесь , в этой интеграции можно сделать карьеру, состояние, стать тем, кем пожелаешь! К сожалению , с молодежью работают американцы, немцы, поляки , литовцы, а мы, как всегда, уповаем на " элиты", которые не всегда умны, которые легко покупаются и продаются, и которые могут предать в любую миниту.
    23:24
    10.06.2015
  • Anatol Starkou в ответ пользователю Иван(показатьскрыть)
    Иван, и уважаемые читатели РИА Новости,

    Я не был дома в Беларуси в родном Минске 12 лет с гаком, но помню, что здания посольств России и США стоят рядом через забор. Думаю так надо.
    Здания этих посольств несовременные (не такие, как, например, посольство Украины, построенное напротив них недавно ~ лет 15 назад), но нормальные.
    00:35
    11.06.2015
  • Думаю уважаемый автор немножко неправ в повествовании о Великом Княжестве Литовском, хотя бы потому, что так в то время называлась не нынешняя Литва, а называлась сегодняшняя Беларусь + территории других некоторых нынешних государств, в том числе Литвы. Напомню только, что Вильнюс (по-белоруски Вільня) некогда был белорусским городом, и стал литовским после того как его литовцам "подарил" Иосиф Виссарионович, как поздней через пару-тройку десятилетий российский Крым подарил Украине Никита Сергеевич. На Виленщине и сейчас живет много белорусов.

    Лично у меня, белоруса, территориальных претензий к Литве нет. Нет их и к России. Но упомянутый автором Смоленск и не упомянутые земли Брянска, как и земли сегодняшнего польского города Бяластока, а некогда белорусского города Беластока, наши оппозиционеры все еще считают белорусскими.

    Это немного к теме о единство и борьбе славян.
    00:53
    11.06.2015
  • В минувшее воскресенье (06.07.2015) был на спектакле "Улыбнись нам, Господи" российского Государственного Академического театра им. Вахтангова, который ставился в New York City Center в Манхэтане.

    Я люблю некоторых актеров, принимавших участие в спектакле, например, Виктора Сухорукова, Евгения Князева, но шел на Сергея Маковецкого. Его и встретил случайно перед спектаклем, и мы по его предложению сфотографировались двоем. Я спросил разрешение сфотографировать только его, но он сказал: "Почему меня? Давайте вместе." (Фото на моей страничке в ФэйсБуке).

    В перерыве спектакля я вышел на улицу и увидел пикет. Несколько молодых людей стояли с плакатами и протестовали против подписания бумаг некоторыми артистами театра, согласными с воссоединением Крыма.
    Подошел с фотоаппаратом к молодой блондинке с венком цветов на голове, раздававшей листовки, попросил ее повернуться и несколько раз сфотографировал с плакатом, на котором был изображен дядя Сэм, а затем спросил: "Вы украинка?" - "Нет. Я русская." - "Я бульбаш." - "У нас есть здесь белорус," - и она посмотрела налево-направо, но другого бульбаша не заметила. Наш разговор слышала украинка (я спросил ее и она это подтвердила это), которая была обернута в желто-голубой флаг. Тогда я приблизился к блондинке, которая назвала себя русской, и сказал ей шепотом на ушко: "Проблемы у нас общие - у белорусов, русских, украинцев, а Крым российский." Она ничего не ответила и я ушел смотреть второе отделение спектакля.

    По окончании спектакля к моему удивлению пикет против воссоединения Крыма с Россией не разошелся. Я не сразу заметил, что там были новые люди... И когда увидел блондинку, раздававшую листовки, направился к ней с фотоаппаратом, но ее не фотографировал. Она протянула мне листовку и сказала: "Почему вы меня фотографируете без разрешения. Я сейчас вызову полицию." Я ничего не смог ответить, потому что всего час назад... ее фотографировал, и она была согласна. В эту секунду появились три молодца лет сорок с гаком. Один стал передо мной, а двое слева и справа: "Мы сейчас разобъем твою камеру за Крым. Вали отсюда." Я... подумал о Хатыни - предствилась возможность поговорить с представителями тех, кто ее и жителей сжег в 1943-м, и подумал о внуке, с которым собрался в отпуск на его каникулы в Вашингтон, и сказал: "В моей Беларуси Крыма нет." - "Вали, вали отсюда." И я повалил.

    На следующий день утром, рассматривая снимки, увидел, что у блондинки с венком из цветов, которая назвала себя русской, были длинные волосы, и сразу вспомнил, что у той другой блондинки, которая собиралась вызвать полицию, была короткая стрижка.

    Какие же они все-таки похожие, блондинки-славянки! Какие же они все-таки разные - русские и украинские блондинки!
    И мы, бульбаши, по отношению к ним тоже бываем разные.
    А вы, москали? А вы, хохлы? Едины со мной во мнении относительно блондинок-славянок?
    01:56
    11.06.2015
  • Чрезвычайно интересная статья. Правда, она порой кажется очень категоричной в своих обобщениях, определениях, выводах и предсказания. Это не означает, что с перечисленным не следует соглашаться. Более того, есть желание со всем предложенным согласиться, Но правильнее будет, приняв всё к сведению, поразмыслить обо всём аналитически, неспешно. Прекрасная статья! Очень содержательная.
    02:14
    11.06.2015
  • Я тоже не понимаю, почему Россия не хочет вернуться в состав Украины, как было в древние времена?
    13:12
    11.06.2015
  • "Таким образом, экономика первого русского государства формировалась вокруг днепровской торговой артерии"

    Это огромное заблуждение: экономика Древней Руси, как и любого раннефеодального государтсва, формировалась вокруг натурального хозяйства и пахотной земли. Дефицитная торговля обслуживала интересы ничтожной по численности и значению в общегосударственном масштабе кучки элиты и связанного с ней купечества, не давая широкой массе народа ничего, поскольку товары, употреблявшиеся для неё - мёд, шкурки куниц, пенька, дети-рабы и т.п. - извлекались из него безвозмездно - в виде дани, т.е. платы за "крышу" княжеской дружины, и кабалы, то есть, оплаты кредита. Делать из этого ничтожного по объёму и значению товарообмена, аналогичного в современных терминах наркотрафику (крутятся большие суммы, но общественное значение нулевое), основу экономики тех лет - просто смешно.
    14:49
    11.06.2015
  • d2r в ответ пользователю Иван(показатьскрыть)
    Иван, действительно, капитализм не нужен. Ни свой, ни завозной. Спасибо, накушались. И этих из гарвардов с оксфордами - тоже.
    14:53
    11.06.2015
  • Юрий Коробейников, потому что последних вырожденцев и западных подстилок, которые были под Киевом, вырезали ещё при Иване Грозном во время второго взятия Новгорода.
    15:02
    11.06.2015
  • Изложение автором истории с чисто-эконмоической позиции соврешенно неадекватно реальности, и причина этого - именно подход, угол зрения. Ведущими в процессе смены Киевской Русью Великороссией, Белоруссией и Украиной были этнодинамические процессы - исчезновение одного народа и появление на той же территории трёх новых, включивших его остатки в качестве компонента, но далеко не единственного. Экономика играла в этом процессе сугубо вторичную роль ибо, повторюсь, хозяйство было натуральным, и его тип (или, как принято говорить у марксистов, общественно-экономическая формация) при этом остался без изменений.
    15:05
    11.06.2015
  • d2r, Шта? Второе взятие Новгорода проходило под Киевом?
    16:39
    11.06.2015
  • Владимир Бессарабов, почему - тяжело? )) Написано русскими буквами, хорошим языком, стиль изложения - лаконичный, подача материала - отличная, ничего лишнего, никакой "воды" и никаких слов-паразитов.
    19:04
    11.06.2015
  • Когда я снова слышу про "монгольское нашествие" от очередного горе-историка, я понимаю, что Ищенко, конечно, неплохой политолог. Но как историк плутает в кривых лабиринтах нормано-германской лажи.
    20:33
    11.06.2015
  • Неожиданно интересно. Очень нужный, своевременный материал.
    11:09
    13.06.2015

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.