Александр Харламенко, руководитель научно-информационного центра Института Латинской Америки Российской академии наук, специально для Центра международной журналистики и исследований МИА «Россия сегодня»
В последнее время Россия вновь, как во времена «холодной» войны, оказалась под жестким напором самозваных «хозяев мира», вознамерившихся принудить ее к смене внутри- и внешнеполитического курса.
Возможность противостоять дестабилизации определяется внутренним потенциалом страны. Но в едином взаимосвязанном мире не обойтись без союзников.
Во-первых, это государства, также заинтересованные в праве на суверенный выбор. Во-вторых, это внутренние противники правящих кругов, проводящих агрессивную линию.
На первом направлении Россией делается немало, и достаточно успешно. А на втором наметилась парадоксальная тенденция: страна, унаследовавшая от советской эпохи немало левых и левоцентристских партнеров, получила неожиданную поддержку с противоположной стороны политического спектра. Сначала против антироссийских санкций высказались известные ультраправые критики Евросоюза: лидер французского «Национального фронта» Марин Ле Пен и ее отец, основатель партии, которого во Франции считают фашистом. Дальше – больше: венгерский «Йоббик», известный жестким антисемитизмом и гонениями на цыган, еще недавно поддерживавший киевский «майдан», признал право Крыма, Донбасса и Закарпатья на самоопределение. Хвалить российского лидера стало «круто» даже среди западных «борцов с незаконной иммиграцией». А в конце минувшего года в Москву слетелись американские «антиглобалисты», из числа правых республиканцев. Среди них имелись даже… сторонники отделения от США Техаса и других южных штатов, входивших в рабовладельческую конфедерацию. Как-никак, грядет полуторавековой юбилей окончания гражданской войны в США и убийства президента Линкольна…
Посмеемся, или вместе с некоторыми журналистами порадуемся, что полку друзей России прибывает? Будем уповать на чудо, мол, ура, не сегодня-завтра ЕС и США разделят участь СССР? Но шутки в сторону: эмоции – плохие советчики в политике.
Прежняя власть в Киеве тоже пыталась ладить и чуть ли не дружить со «Свободой» О.Тягнибока и ей подобными. Трагедия Украины показала, что «роман» с крайне правыми и в начале XXI века может окончиться тем же, чем в начале XX. Греческая «Золотая заря», уже открывшая филиал в Испании, открыто практикует нацизм; лидер партии пребывает в тюрьме в ожидании суда по обвинению в организации преступной группировки. «Йоббик» не раз замечен в разрушении памятников нашим воинам, да и его интерес к Закарпатью специфичен: эта область проживания венгерского национального меньшинства была некогда аннексирована Будапештом — как сателлитом гитлеровского рейха, и по этой же причине вновь утрачена. Но главное не в идеологии и даже не в исторической памяти, а в сегодняшней реальной политике.
Пятого января в США приступил к работе новый состав конгресса. Обе палаты теперь контролируются правыми республиканцами, многие из которых и в 2008, и в 2014 годах призывали чуть ли не к войне с Россией. Тем временем Вашингтон и Брюссель за закрытыми дверями договариваются о новом «партнерстве», дающем транснациональным корпорациям право судебного преследования любого правительства. На этом фоне, если «евроскептикам» удастся ослабить Евросоюз, от такого «национализма» может выиграть новый блок, более обширный и более опасный для мира.
В Европе есть реальная политическая сила, противостоящая такой перспективе. Это – Партия европейских левых, включающая германскую «Линке», греческую СИРИЗА, испанскую «Подемос», французский «Левый фронт» и ряд других, которые не следует путать с правыми социалистами, полинявшими до бледной копии неолиберализма. Наибольшим влиянием левые обладают в странах, испытавших на себе «шоковую терапию» ЕС и МВФ: Испании, Португалии, Ирландии и особенно Греции.
Надо отдать должное «Линке», СИРИЗА и другим европейским левым: они постоянно выступают против фашистского террора на Украине и американо-натовского давления на Россию. Но об этом практически не упоминается в российских СМИ. Видимо, кое-кому во всем, что слева, мерещится призрак коммунизма, мешая осознать, откуда исходит сегодняшняя угроза. А кто-то под аккомпанемент дежурных фраз выжидает, чья возьмет.
А время не ждет. 25 января на родине античной демократии пройдут досрочные выборы. Согласно опросам, большинство может получить левая партия СИРИЗА. Она занимает взвешенную позицию в отношении ЕС, но страну уже грозят исключить из еврозоны, если победят противники «жесткой экономии». Неровен час, примеру Греции последуют другие страны, и сегодняшний политический центр – социал-демократия – перед лицом угрозы справа вступит в коалицию с левыми. Прецедент есть: такая коалиция уже управляет германской землей Тюрингия. Если в Европе, как 10-15 лет назад в Латинской Америке, начнется «левый поворот», планы трансатлантического «партнерства» рискуют разделить участь «Зоны свободной торговли Америк» (АЛКА), создание которой было сорвано Уго Чавесом, Луисом Лулой и их союзниками.
А теперь подумаем: случайно ли в те дни, когда от Тюрингии до Афин повеяло дыханием «левого поворота», французский президент Франсуа Олланд сменил антироссийские заявления на миролюбивую риторику? И случайно ли французские социалисты не захотели видеть на едином марше протеста лидера «Национального фронта»?
В свете происходящего в мире пора вспомнить полузабытую, но никем не опровергнутую истину: в истории Западной Европы и Америки правая идея — а крайне правая в особой степени — всегда была связана с традицией имперской экспансии в восточном направлении. Вдобавок уже почти сто лет эта традиция приправлена сознательной или бессознательной местью народам исторической России — как и Сербии и Греции — за красное «грехопадение» и победу над фашизмом. Леопард не меняет пятен, и приручать его – занятие неблагодарное и рискованное.
Так стоит ли и дальше привечать бутафорских сепаратистов по одну сторону океана и «фашистов-лайт» по другую, давая агрессорам отличный повод наклеивать на нас любые ярлыки?
Не лучше ли поискать потерянные ключи не под фонарем, как персонаж старого анекдота, а там, где их действительно обронили?