МОСКВА, 4 июл - РИА Новости. В распоряжении РИА Новости оказалась статистика по смертности от употребления наркотиков, подготовленная Бюро судмедэкспертизы (БСМЭ). Если верить данным за 2010 год, то в стране умерло 7728 человек наркоманов, в том числе 536 от психотропных веществ и 7192 – собственно от наркотических. Это несколько больше, чем в предыдущем, 2009 году (7592 смерти), но заметно меньше, чем в пиковом 2006 году – 10027. За комментариями РИА Новости обратилось к известному российскому общественному деятелю, экс-депутату Госдумы и руководителю фонда "Город без наркотиков" (Екатеринбург) Евгению Ройзману.
"Надо понимать, что статистика БСМЭ отражает только смерти, непосредственной причиной которых установлены наркотики – то есть, скорее всего, их передозировка, - говорит Евгений Ройзман. – Если наркоман, например, обкололся и замерз зимой в сугробе, в Судмедэкспертизе запишут, что он умер от переохлаждения, даже если в его крови будет обнаружено смертельное содержание наркотиков. То же самое, если обкурившийся юноша погибнет в ДТП – а таких случаев известно очень и очень много".
В статистику БСМЭ не входят ни случаи самоубийств наркоманов, ни заболевания, развившиеся в результате сепсиса и ВИЧ, говорит эксперт. "Между тем около 40% наркоманов-юношей ВИЧ-инфицированны, а среди девушек, сидящих на героине, этот показатель приближается к 100%, - утверждает Ройзман. – Естественно, это влияет на смертность, но в статистике БСМЭ никакого отражения не получает, хотя наркотики являются прямой причиной смерти этих людей".
Кроме того, в статистике не отражается смертность от употребления кустарных наркотиков, изготавливаемых из кодеиносодержащих препаратов дезоморфина ("крокодил") и первинтина ("винт"). "Между тем гниение организма наркомана наступает уже после первых же уколов "крокодилом", – замечает Ройзман. – Сев на иглу, человек живет 8-12 месяцев и умирает в результате заражения". Точных данных по этим наркотикам нет ни у кого, признает глава фонда "Город без наркотиков", но "смертность жуткая".
Что касается графы "прочие наркотические вещества" (841 смерть в 2010 году), то, предполагает эксперт, это последствия приема так называемых "солей" - синтетических каннабиноидов JWH.
Также, говорит Ройзман, обращает на себя внимание противоречие этих данных с цифрами ФСКН. "По данным Госнаркоконтроля, которые у нас есть, только в Тверской области от героина в последние годы умирало до трех сотен только молодых людей в возрасте от 12 до 27 лет ежегодно, – говорит руководитель фонда. – У БСМЭ же в этой графе стоит 50-80 человек".
К тому же в ряде республик Северного Кавказа из года в год повторяется нулевая статистика. "Я понимаю, что это не так", – говорит известный борец с наркотиками. В ряде регионов, отмечает Ройзман, не умеют выявлять смертность от каннабиноидов. "Понятно, что уровень укомплектования оборудованием в каком-нибудь провинциальном городе заметно ниже, чем в Москве".
"В целом я этой статистике не очень доверяю", - признается эксперт. По мнению Евгения Ройзмана, реальная цифра смертности в результате употребления наркотиков примерно в 10 раз выше заявленной. То есть до 100 тысяч смертей в год. "Но зато данные БСМЭ дают очень четкую динамику. Они нужны скорее для того, чтобы видеть тенденцию и ситуацию по регионам", – говорит он.
Никакие другие статистические показатели даже приблизительной картины не дают, уверен Ройзман. "Статистика по наркотикам – вообще вещь сложнейшая, – отмечает эксперт. – Допустим, наркологи бьют тревогу и говорят: количество наркозависимых в России повысилось. Как вы определяете? По количеству обращения в клиники, по вновь поставленным на учет. Но не факт, что количество наркоманов действительно выросло: может быть, стали лучше работать наркологи, лучше выявлять. Второй момент: если в регионе начинается серьезная борьба с наркотиками, если силовики сумели перекрыть поставки героина, то наркоманы бегут в клиники – "переламываться". Когда мы в городе не дали торговать героином, у нас приток в клиники увеличился в четыре раза. Делать ли из этого вывод, что наркоманов стало в 4 раза больше?".
Количество изъятых наркотиков тоже не говорит ни о чем, считает Ройзман: "Если изымают тонны – это не значит, что все хорошо. Это значит, что везут десятки тонн. Так что это тоже не показатель. Не привезут ни грамма туда, где не дают торговать наркотиками. Поэтому цифры по смертности при всех своих огрехах – это единственный индикатор реальной ситуации".
"Тенденция такова, что на протяжении 2006-2009 годов смертность снижалась, а в 2010 опять пошла вверх", – говорит Ройзман. По мнению эксперта, рост обусловлен недостаточно активной работой правоохранительных органов, их коррумпированностью, несовершенным законодательством, открытой границей с азиатскими республиками, отсутствием нормальной антинаркотической агитации.
По его данным, около 94-95% умирающих от наркотиков – представители сильного пола. Несколько лет назад до 90% наркоманов умирало от героина. Сейчас героин по-прежнему остается самым смертельным наркотиком, но его доля снижается.
"Еще один интересный показатель это количество смертей от каннабиноидов: 22 за прошлый год, – отмечает общественник. – То есть 22 человека просто-напросто вусмерть накурились анашой". По мнению эксперта, это наглядное опровержение тезиса о "безвредности" марихуаны. "Подобные утверждения, популярные среди молодежи, специально насаждаются производителями и продавцами конопли, – считает Ройзман. – Однако факты говорят о другом". Кроме того, по данным опросов фонда, проводимых среди тех, кто приезжает в фонд на реабилитацию, практически все наркоманы начинали с употребления марихуаны либо ее синтетических заменителей – так называемых "спайсов", входящих в состав курительных смесей, и "солей".
В России, по данным на февраль 2010 года, только официально зарегистрировано около 550 тысяч потребителей наркотиков. По экспертным оценкам, эта цифра достигает примерно 2,5 миллиона или составляет почти два процента населения. Ежегодно почти 75 тысяч человек впервые пробуют наркотики. Специализированными наркологическими учреждениями зарегистрировано почти 138 тысяч детей и подростков, страдающих наркологическими расстройствами.
Согласно докладу экспертов Управления ООН по наркотикам и предупреждению преступности, опубликованному в октябре 2009 года, Россия занимает первое место в мире по потреблению героина, на ее долю приходится 21% всего производимого в мире героина и 5% всех опиумосодержащих наркотиков.