В Никола-Ленивце, где из года в год проходит фестиваль "Архстояние", в эти выходные официально открылась новая инсталляция Николая Полисского - идейного вдохновителя и главного художника здешних мест, вписавшего в удивительной красоты пейзажи с лесами, полями и лениво текущей Угрой свой "Маяк" из вязовых прутьев, "Городище", "Жар-птицу" и творения других художников. В поле, например, расположилась "Ротонда" со множеством дверей Александра Бродского, а по другую сторону сельской дороги - меланхоличный дом над лесом, деревянное "Николино ухо", обращенное к реке, и "Позолоченный телец".
За несколько недель до нового фестиваля, в день Ивана Купалы, неподалеку официально открылся "Вселенский Разум" - самая масштабная из созданных здесь инсталляций художника, занявшая территорию примерно с гектар.
Вселенский Разум
"Вселенский Разум" - работа из "научной" серии Полисского, которая началась в 2008-м году с проекта "Большой Андронный Коллайдер" - огромной хитро сконструированной машины из дерева и лозы, оплетавшей механизмы наподобие электрических проводов.
Во "Вселенском Разуме" Полисский пошел еще дальше и создал практически искусственный интеллект, который составляют механические "полушария" - ажурное переплетение деревянных балок протяженностью в 50 километров - и 42 "колонны, они же ракеты, которые могут принимать информацию, а могут улететь и распространить ее".
Величественное сооружение вообще открыто для интерпретаций: его можно сравнить и с космическим кораблем, и с храмовым комплексом.
"Здесь приятно, отсюда не хочется уходить, - говорит Полисский о своей работе. - Мне нравится, что здесь все время гуляет ветер. А мы вместе и есть те, кто представляет этот разум".
Главная идея инсталляции - взаимодействие интеллекта и природы - подходит и самому Никола-Ленивцу - единому творческому пространству, в котором объекты живут именно что в природной среде и подпитываются историей "места силы", как говорит о нем Полисский. Когда-то здесь располагалось поселение древних балтов, а после - вятичей. Конечно, это не простое влияние, а взаимообмен художника и места. Природные материалы - сено, прутья, дерево, - главный материал во всех его фантастических объектах на стыке современного искусства и традиционного ремесла.
Над созданием "Разума" Полисский работал почти три года, и, как всегда, не один. Масштабные "Границы империи" или "Гиперболоидню градирню", которую торжественно сожгли на прошлую масленицу, в одиночку построить физически невозможно, так что Полисский основал здесь собственную артель, о которой говорит - "реанимация села". Местные жители, порядка двадцати человек, работают с художником как полноправные участники творческого процесса. Деревянное полушарие, которое в народе окрестили просто "мозгами", создавалась тоже "простым крестьянским разумением" - бригадой из двенадцати человек.
"Мы все время импровизировали здесь, - рассказал Полисский. - Создавать макеты бессмысленно, если можно сделать по-простому. Объект мы лепили, как из глины. Тут не бог весть нужны какие знания - каждый нормальный крестьянин знает как это сделать. Это такое бытовое знание".
Слева и справа от "полушария" расположились дополнительные механизмы, некоторые из которых можно приводить в движение, крутя металлическое ручки или деревянные зубцы-винтики.
"Мне нравится, когда в искусстве есть не просто идея, а возможность что-то посмотреть. Поэтому это вещь, которая бесконечно своими крыльями возрастает. Появилась идея сделать вот такую штуку, в которой можно много чего увидеть, которую можно насыщать", - говорит художник.
Обряды и перформансы
Вечером, когда начался фестиваль, "Вселенский Разум" почти превратился в космический корабль, инсталляция получила звуковое и музыкальное сопровождение, а вся территория Никола-Ленивца стала единым арт-пространством для музыкальных и световых перформансов - космических и шаманских, более всего подходящих к ночи Ивана Купалы.
Началась вечерняя программа с выступления участников SoundArtist.ru, которые разместили часть аппаратуры внутри "мозга" и попытались по-своему интерпретировать его идею, наполнив пространство вибрацией, светом и космическими звуками.
"В работе над перформансом мы использовали данные звездного неба над Никола-Ленивцем и энцефалограмму", - объяснили участники.
Ажурная деревянная конструкция пульсировала, то вспыхивая целиком, то освещаяясь отдельными частями, а когда погасла, можно было двинуться дальше, вооружившись наушниками и радио. В ходе ночного маршрута с его помощью гости ловили звуки с расположенных по всей деревне передатчиков.
На месте "Городища", состоящего из деревянных животных и голов, сложенных наподобие алтаря, участники перформанса "Камлание Перельмана" из "Лаборатории Театрика" взялись зачитать доказательства теоремы Пуанкре на манер шаманского обряда, жгли костры, окуривали воздух благовониями, били в барабаны и обливали гостей водой. Противоречия тут никакого не было: для большинства древние заклинания и математические формулы звучат, и правда, почти одинаково.
Дальше маршрут лежал к Угре. По темным дорожкам, размытым после дневного дождя, ходить было страшновато, тем более что дорога к плавучей сцене у "Маяка" проходила мимо старого кладбища. Здесь вдали от зрителей, на плавучей сцене в тумане проект "Lisokot and Oid Live" исполнил звуковой коллаж на тему исторического стояния на Угре.
Завершилась же ночь самым долгожданным событием - концертом британских электронщиков The ORB - тех самых, чьи выступления благодаря красочным спецэффектам критики сравнивали когда-то с Pink Floyd. "Вселенский Разум", на котором проходило выступление, менял цвета - становился то малиновым, то желтым, но нежно-голубым, и пускал в небо раноцветные лучи - в общем, еще немного, и, наверное, улетел бы вместе с роем освещенных ракет.
Есть и другой вариант - в будущем, возможно, "Вселенский Разум" "перелетит" в Сочи. Но свято место пусто не бывает - к следующему маю Полисский планирует представить новую работу, в которой вернется к "донаучным" опытам и воспроизведет кусочек Центра искусств имени Жоржа Помпиду, "самого принципиального здания в архитектуре двадцатого века" - конечно, таким, каким его можно создать только в Никола-Ленивце.
Тамара Бараненкова