Рейтинг@Mail.ru
Итальянский патрульный самолет потащит за собой российский - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка супертега Новое оружие России
Новое оружие России

Итальянский патрульный самолет потащит за собой российский

Читать ria.ru в
Россия и Италия создадут новый патрульный самолет двойного назначения. Многоцелевая машина предназначена на экспорт. Однако одновременно с этим Минобороны России готовится заказать проектирование морского патрульного самолета для собственных нужд. Эти проекты могут оказаться связаны друг с другом.

Константин Богданов, военный обозреватель РИА Новости.

Россия и Италия создадут новый патрульный самолет двойного назначения. Об этом на гидроавиасалоне в Геленджике сообщил заместитель директора корпорации "Ростехнологии" Дмитрий Шугаев.

Многоцелевая машина предназначена на экспорт. Однако одновременно с этим Минобороны России готовится заказать проектирование морского патрульного самолета для собственных нужд. Эти проекты могут оказаться связаны друг с другом.

Россия с ее протяженными морскими границами (в том числе арктическими) нуждается в значительном количестве строевых самолетов, способных оперировать на этих пространствах. Морская патрульная авиации с 1991 года фактически не получала новых машин, а только сокращалась.

Стране нужны и противолодочные самолеты, и спасатели, и разведчики. Все эти функции можно, при наличии воли и денег, "умять" в одно семейство новых самолетов. Однако поднять такой проект с нуля будет крайне сложно, особенно с учетом того, в каком состоянии находятся КБ и заводы, заточенные под выпуск тяжелых специализированных самолетов (транспортников и амфибий).

В этом контексте весьма вероятной и даже в чем-то желательной представляется реализация заказа военных "на хвосте" российско-итальянского экспортного проекта.

Формально не связаны друг с другом

В июле 2012 года на авиасалоне Фарнборо был подписан контракт "Рособоронэкспорта" (входит в "Ростехнологии") с компаниями из итальянской группы Finmeccanica. Предмет контракта – разработка многоцелевого морского патрульного самолета.

Ранее, в июне 2012 года, стало известно, что Минобороны РФ хочет заказать проектирование схожего морского самолета (в том числе и для патрулирования в Арктике). Сообщалось, что военные рассматривают в качестве возможных платформ для создания российского патрульного самолета три варианта: Ту-214, Бе-200 и А-40/А-42.

И хотя этот конкретный проект формально никак не соотносится с совместным российско-итальянским (который предназначен "для поставок третьим странам"), между ними может оказаться куда как больше общего, чем кажется на первый взгляд.

Отечественный авиапром ныне не настолько мощен, богат и обилен, чтобы разрабатывать два одинаковых нишевых самолета на разных платформах – одну на экспорт, вторую для собственных вооруженных сил. Поэтому следует внимательно присмотреться к тому, как будут развиваться обе линии: вполне возможно, окажется, что речь идет об одной и той же машине, но с разной "начинкой" и в разных версиях.

Это моментально обостряет конкуренцию между авиапроизводителями. Электронщики и оружейники могут вздохнуть спокойно: у обеих машин бортовое оборудование и вооружение явно будут серьезно отличаться.

Претенденты на "два самолета в одном"

Кто в итоге останется "царем горы"? Циркулировавшую информацию подтвердил Дмитрий Шугаев: в основу нового патрульного самолета, судя по всему, лягут разработки КБ Бериева.

Это сразу же отрезает от конкурсов многострадальный Ту-214, выпускаемый (это, впрочем, громко сказано; скорее "подготовленный к выпуску") на Казанском АПО им. Горбунова, головном заводе КБ Туполева.

Ту-214 (развитие самолета Ту-204) никак не могут приткнуть к какому-нибудь крупному заказу. Пассажирская и грузопассажирская версия спросом не пользуется абсолютно. К спецкомплектации, закупаемой президентским авиаотрядом, судя по утечкам в прессу, предъявлялись серьезные эксплуатационные претензии.

Специальные варианты (разведчики, ретрансляторы связи и летающие пункты управления) разработаны, но точно также не выпускаются массово. Более-менее известен Ту-214ОН (разведчик программы "Открытое небо"), но таких самолетов по определению не нужно много. Шанс подверстать казанскую линию под выпуск морских патрульных самолетов в контексте текущих сообщений не выглядит большим.

Два других претендента – это серийная амфибия Бе-200 и несерийные образцы более современных многоцелевых амфибий бериевского КБ – А-40 "Альбатрос" (построен и испытан) и А-42 (спроектирован).

Бе-200 вряд ли будет избран в качестве базы для нового самолета (иначе не имело смысла городить весь огород), но не исключено, что наработки по А-40/А-42 будут использованы максимально широко. То есть эта машина все-таки встанет на серию, но уже при помощи итальянцев.

Куда оно такое?

Таким образом, вырисовываются общие контуры будущего облика машины. Это многоцелевой самолет-амфибия. В число решаемых задач включены: патрулирование границ, поиск контрабандистов, следов наркотрафика и нелегальной иммиграции, контроль экономических зон и районов добычи полезных ископаемых на шельфе, поисково-спасательные операции, мониторинг окружающей среды и поиск загрязнений.

Военные модификации могут быть использованы, в том числе, в задачах противолодочной обороны, морской разведки и борьбе с пиратством.

Вклад европейцев будет включать в себя в основном "начинку" самолета: навигационную аппаратуру, системы связи, ответчики систем опознавания, а также комплекс вооружения. В число последнего включат легкие противолодочные торпеды авиационного базирования производства компании WASS.

Эта линия хорошо ложится в насквозь знакомую экспортную стратегию российских оружейников. Поставка "проприетарных" образцов с закрытым списком установленного оборудования не пользуется спросом: если вы продаете платформу-носитель (самолет, вертолет, корабль) – будьте любезны обеспечить легкую установку туда радиоэлектронной аппаратуры иностранного производства и применение с него максимально широкого спектра вооружения. По этой логике, например, системно спроектированы борта экспортных самолетов корпорации "Иркут" (Су-30МКИ и Як-130).

Есть все резоны, чтобы не изобретать велосипед и выбрать единую платформу (с разным оборудованием и вооружением) для обоих самолетов: экспортного и внутрироссийского. Это, как минимум, позволит профинансировать НИОКР и привлечь иностранные технологии в проект самолета, который нужен российской морской авиации.

Кроме того, производственная унификация удешевит производство и позволит производителям не толкаться локтями, а сосредоточится на отработке инженерных решений и модернизации производства.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала