МОСКВА, 12 мар — РИА Новости. Группа российских ученых из Арктического и антарктического научно-исследовательского института Росгидромета (ААНИИ) 1 апреля отправится на ледовую базу "Барнео-2013", а с нее — на дрейфующую станцию "Северный полюс-40" (СП-40) в Арктике, рассказал РИА Новости во вторник руководитель Высокоширотной арктической экспедиции (ВАЭ) Владимир Соколов.
"Вылет у нас назначен на 1 апреля, полетим на двух вертолетах через ледовую базу Барнео, так как из-за чрезвычайно больших расстояний без промежуточной посадки до СП-40 добраться нельзя. В этом году она находится на сто километров дальше (от Барнео), чем в прошлом году. В прошлом году мы летели до нее пять часов", — сказал Соколов.
Сезонная высокоширотная воздушная экспедиция "Север" ежегодно проводится весной силами ВАЭ. Задача "сезона", как называют его полярники, — не только доставить на станцию свежие продукты и необходимое оборудование, но и провести дополнительные научные исследования на дрейфующем льду. ААНИИ традиционно использует базу "Барнео" как перевалочный пункт для перелетов на дрейфующую станцию СП, которая в 2012 году находилась приблизительно в 600 километрах от лагеря.
"Примерно месяц льдина простояла на одном месте, до этого она прошла 300 километров за достаточно короткий срок (в сторону Канадской котловины — ред.) У дрейфующих на льдине ученых все в порядке: светлое время суток быстро прибывает, а с ним и настроение лучше, и работается легче", — отметил Соколов.
Он добавил, что льдина во время дрейфа попала в зону устойчивого антициклона: температура воздуха в районе дрейфа доходила до минус 40 градусов Цельсия, но для полярников такой мороз только на пользу, так как увеличивается толщина льда и его устойчивость к разломам.
Во время сезона на станции сменят двух специалистов, проработавших полгода, добавил Соколов. В состав СП-40 под руководством Николая Фомичева входят 16 человек, напомнил он.
Дрейфующая научно-исследовательская станция СП-40 была открыта 1 октября 2012 года на 85-м градусе северной широты и 143 градусах восточной долготы. В этом году российские дрейфующие станции отмечают десятилетний юбилей — их работа была возобновлена после 12-летнего перерыва весной 2003 года. До этого момента дрейфующие станции действовали в Арктике с 1937 года до 1991 года, с перерывом во время Великой Отечественной войны.