Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Пятидневный международный авиасалон Singapore Air Show 2016 открылся 16 февраля. Россию представляют три компании: Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), холдинг "Вертолеты России", "Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнева".
Начиная с 2014 года российскую авиатехнику пытаются разными способами вытеснить с европейских выставочных площадок. Сингапур в этом смысле гораздо гостеприимнее. Кроме того, авиарынок Азиатско-Тихоокеанского региона — самый быстрорастущий в мире.
По прогнозу, сумма контрактов салона Singapore Air Show 2016 превысит 32 млрд. долларов, и у России есть возможность потеснить конкурентов на мировом рынке авиатехники. Наши позиции во многом определяются успехами группировки ВКС РФ в Сирии.
Алжир ведет переговоры с Россией о поставках 12 бомбардировщиков Су-34. Египет намерен закупить 62 вертолета Ка-52 "Аллигатор". Предпочтение российским истребителям отдают Индия и Китай. Высокий авторитет авиапрома РФ подтвердил и недавний международный авиасалон в Бахрейне.
Узнаваемые SSJ 100, истребители и вертолеты
Российская экспозиция разместилась в самом центре выставки, это модели самолетов Су-35, Су-32, Су-30СМ, Як-130, Як-152, Бе-200, а также SSJ 100 и МС-21. Кстати, самолет Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100) представлен действующим образцом авиакомпании "Якутия".
Гражданские самолеты ОАК имеют хороший спрос и перспективы в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). В частности, самолеты семейства "Сухой Суперджет" претендуют на 15% регионального рынка. Еще одна новинка гражданской авиации — МС-21(магистральный самолет ХХI века), — должен подняться в воздух в 2016 году, а пока представлен пилотажной кабиной.
Спрос на подобные авиакомплексы во многом формируют блестящие характеристики самолета Су-30СМ. Этот двухместный многофункциональный истребитель совместил в себе функции штурмовика и бомбардировщика. Су-30СМ обладает сверхманевренностью, радиолокатором с фазированной антенной решеткой, двигателями с управляемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением. Самолет может с одинаковой эффективностью наносить удары по воздушным целям, поражать наземные и надводные объекты. Су-30СМ способен применять современное и перспективное высокоточное вооружение класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность", может без дозаправки и подвесных баков преодолеть 3 тысячи км.
"Вертолеты России" в Сингапуре уже подписали контракты на поставку в 2016-2017 годах семи вертолетов Ка-32A11ВС и двух Ми-171Е Китаю, и 48 вертолетов Ми-17В-5 Индии.
Вертолет Ми-171А2 высоко оценили западные специалисты, американская научно-исследовательская корпорация "Рэнд" включила его в список наиболее перспективных в мире транспортных вертолетов средней грузоподъемности.
В странах АТР эксплуатируются около 900 гражданских и военных вертолетов российского производства, и приоритетным направлением на переговорах в Сингапуре остается развитие послепродажного обслуживания и сервиса авиатехники.
Таким образом, вопреки экономическим санкциям стран Запада, Россия продолжает расширять влияние на мировом рынке высокотехнологической продукции.
Ближайшие конкуренты
Самая многочисленная делегация Singapore Air Show 2016 — из США, 116 компаний. Страну-организатора выставки представляют 104 компании.
В линейке самолетов западного производства выделяются американские истребители F-22 (ВВС) и палубные F-18E (ВМС). Впервые представлен макет нового американского истребителя F-35 Lightning II. Интересные образцы выставили корпус морской пехоты США и ВВС Сингапура — соответственно конвертоплан MV-22 и ударный вертолет AH-64D.
На статической экспозиции демонстрируются два истребителя F-22 Raptor ВВС США, два палубных истребителя F/A-18E Super Hornet ВМС США, истребители F-16C, F-16D+ и F-15SG ВВС Сингапура.
В летной программе авиасалона конкурируют истребитель Су-30МКМ ВВС Малайзии, F-15SG и AH-64D ВВС Сингапура, F-16C/D ВВС США, Rafale ВВС Франции. Высший пилотаж демонстрирует также южнокорейская группа Black Eagles на учебно-боевых самолетах KAI Т-50B.
Особенности салона
В дополнение к основным разделам экспозиций аэрокосмической и оборонной промышленности в 2016 году на Singapore Airshow обозначены два новых направления: БПЛА и техника сухопутных ВС, которые обещают сохранить высокие темпы роста в АТР в среднесрочной перспективе.
Авиасалон в Сингапуре позиционируется как третий в мире (после Ле Бурже и Фарнборо) и крупнейший в Азии, проводится каждые два года и организован уже в пятый раз. В 2014 году в нем участвовали 1018 компаний из 47 стран мира и свыше 100 тысяч посетителей.
До 2008 года салон назывался Asian Aerospace и представлял преимущественно гражданскую авиатехнику. Теперь организаторами являются ведомство гражданской авиации Сингапура — Civil Aviation Authority of Singapore и агентство по военным наукам и технологиям — Defence Science & Technology Agency.