Рейтинг@Mail.ru
"Золотая Маска": кто и как расколол театральный мир - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Золотая Маска": кто и как расколол театральный мир

© РИА Новости / Евгений Одиноков | Перейти в медиабанкСимвол Национальной театральной Премии и фестиваля "Золотая Маска"
Символ Национальной театральной Премии и фестиваля Золотая Маска
Читать ria.ru в
Почему лишь скандал привлекает внимание широкой публики к театру, а выломанные двери – к выставкам? Анна Кочарова размышляет о том, к чему приводят художественные провокации.

Анна Кочарова, МИА "Россия сегодня"

Свой 22-й сезон начинает фестиваль и премия "Золотая Маска" – главное театральное событие года, которое представляет картину  происходящего на сценах всей страны. "Маска" отбирает и потом показывает в столице лучшие спектакли. Однако минувший год для фестиваля стал не просто сложным, а,  можно сказать, поворотным. О том, что внутри фестиваля что-то "неладно" и "нехорошо", узнали даже те, кто далек от сценических подмостков.

Во всем виноват "Тангейзер"

Так или иначе, но нынешняя волна недовольства и фестивалем, и тем, "что там в этих театрах ставят" началась с печально известной постановки оперы "Тангейзер" в Новосибирском театре оперы и балета режиссером Тимофеем Кулябиным. Все коллизии этой судебной истории напоминать, наверное, не стоит – она и так на слуху. Но главным итогом стало даже не то, что спектакль сняли с репертуара. И теперь ни у зрителей, ни у критиков, которые не успели посмотреть "того самого Тангейзера", уже нет возможности составить свое мнение. Главным итогом стал, пожалуй,  зазвучавший вопрос о том, кто, что и как должен или может ставить в государственных театрах (читай – за государственный счет).

Масла в огонь подлил первый замминистра культуры Владимир Аристархов, который скандал с "Тангейзером" напрямую связал с "Золотой Маской", фестивалем, который, по его словам, системно поддерживает "провокационные" и "русофобские" постановки. Руководство фестиваля в лице президента Георгия Тараторкина, а также именитых артистов Константина Райкина и Игоря Косталевского не замедлило с ответом, напомнив основные принципы работы фестиваля.

Однако общественное обсуждение и осуждение началось, скандал стал нарастать, как снежный ком. Зазвучало нарицательное "золотые маски".

Репутация и, как считали некоторые, сам факт дальнейшего существования  фестиваля – важного и нужного – оказались под угрозой. Последнее, впрочем, поспешил опровергнуть Минкульт – наравне с Союзом театральных деятелей один из учредителей фестиваля.

История с "Тангейзером" закончилась закрытием спектакля. Других очевидных последствий ни для театрального мира, ни для режиссера Кулябина пока нет: только в московском Театре наций идут две его постановки, а на апрель запланирована премьера его версии оперы "Дон Пасукале" на Новой сцене Большого. О "Тангейзере" могли бы уже, почти год спустя, и забыть. Так когда-то довольно скоро забыли о скандально снятых из репертуара Большого "Детях Розенталя". Однако тут вступила в дело сама театральная общественность.

Услышать и понять

На страницы газет, соцсетей и обозрение публики вылился другой скандал, в какой-то степени с "Тангейзером" и не связанный. Бурное обсуждение того, кто решает, кто составляет ту самую театральную картину минувшего сезона. Попросту говоря, кто должен входить в экспертные советы "Золотой Маски", которых у фестиваля два – драматического и музыкального театра. Последний выдвигает оперы, мюзиклы и балетные спектакли.

© РИА Новости / Сергей Пятаков | Перейти в медиабанкВыступления артистов на юбилейном вечере Российской национальной театральной премии и Фестиваля "Золотая Маска". Архивное фото
Выступления артистов на юбилейном вечере Российской национальной театральной премии и Фестиваля Золотая Маска. Архивное фото

За два десятилетия вокруг "Маски" сформировался устойчивый круг таких специалистов, преимущественно из двух столиц. Эксперты ротируются год от года, но, скажем прямо, незначительно. И как любые эксперты, они не только оценивают, но и влияют, обозначая те или иные тенденции и направления современного театра. Попытка Союза театральных деятелей (СТД) обновить составы советов, ввести туда людей разных и иногда противоположных взглядов вылилась в прошлом году в громкий скандал, который не утихает до сих пор. Газеты подробно писали о расколе, создании новых ассоциаций критиков и музыкальных критиков, отказах именитых режиссеров участвовать в будущих фестивалях – к слову, со спектаклями, которые еще не поставлены.

Соцсети пестрели обсуждениями и оскорблениями. Театральный мир, как водится, предстал в глазах неискушенного читателя сообществом людей, которые не умеют и не хотят слушать друг друга.

Говорить о каких-либо изменениях в нынешней "Золотой Маске" пока не приходится – фестиваль этого года был собран предыдущими экспертными советами. Никаких неожиданностей в выдвинутых на награду спектаклях нет: здесь нашлось место и экспериментам, и традиции. И пока публика раскупала билеты на ближайшие показы, работу начали уже новые экспертные советы, которые пока трудятся в привычном режиме, но ждут, — вот-вот, — перемен. СТД должен опубликовать новое положение о "Золотой Маске", которое и определит работу на будущее. Одни с опаской говорят о надвигающейся цензуре, другие о том, что за два десятилетия что-то уж точно должно поменяться. Впрочем, оснований для всех этих домыслов пока нет.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала