Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
В один день, 22 октября, были опубликованы два важных документа: решение президента Владимира Путина о коррекции Стратегии национальной безопасности РФ и заявление министра обороны Сергея Шойгу о создании к 2018 году принципиально новой российской арктической группировки.
Забота о будущем
Что еще сделано и насколько оправданны огромные затраты России на обустройство военной инфраструктуры Заполярья?
Активное восстановление в Арктике российского присутствия и российской военной инфраструктуры началось в 2012 году. Минобороны строит объекты на побережье и арктических островах от Земли Франца-Иосифа до Берингова пролива. И в 2016-2017 годах завершит реконструкцию шести заполярных аэродромов — в Тикси и в Анадыре будут размещены самолеты фронтовой авиации и перехватчики МиГ-31.
Арктическое направление защитит загоризонтная РЛС поверхностной волны "Подсолнух", которая способна в автоматическом режиме обнаруживать на расстоянии 450 км, сопровождать и классифицировать до 300 морских и 100 воздушных целей, и выдавать целеуказания корабельным и береговым зенитным ракетным комплексам.
Высок и потенциал Северного флота. В боевом составе самого мощного из четырех флотов России — атомные ракетные и торпедные подводные лодки, авианесущие, ракетные и противолодочные корабли, ракетоносная и противолодочная авиация. До 2020 года боевой состав Северного флота пополнят новые корабли: 6 многоцелевых атомных и неатомных субмарин, один эскадренный миноносец, 5 фрегатов, 2 больших десантных корабля, 5 тральщиков.
С 2012 года, корабли и суда Северного флота регулярно совершают арктические походы в зоне Северного морского пути, обеспечивая безопасность российского сектора Арктики. Такие походы помогают восстанавливать и развивать систему освещения воздушной и надводной обстановки, навигационно-гидрографическое обеспечение.
В течение ближайших десяти лет военная и гражданская активность в Арктике станет настолько интенсивной, что изменит весь облик побережья Северного Ледовитого океана.
О богатствах арктического шельфа и важности Северного морского пути много рассказывать не нужно. Путь из Европы в Азию через Панамский канал — длиннее на треть. По оценкам зарубежных экспертов, арктический шельф скрывает около 15% мировых запасов нефти и до 30% — природного газа, что вызывает интерес многих стран мира, в особенности США. При этом взгляды партнеров на использование Арктики зачастую не совпадают. Стремление США к освоению нефтегазовых и других природных ресурсов региона специфично.
Русский Север как вызов США
Внимание спецслужб США к российской Арктике обострилось годом ранее — в 2014-м создан стратегический совет для экспертного обмена информацией. Идет активный мониторинг воздушно-космического, морского, сухопутного и кибернетического пространств в Арктической зоне — аналитики используют данные американских разведывательных спутников и глубоководных датчиков. Национальное агентство геопространственной разведки составляет новые карты и схемы водных путей и территорий, планирует опубликовать трехмерные подробные карты всей Арктики — к 2017 году. Все это делается под благовидным предлогом экологического мониторинга, однако главным объектом внимания американской разведки является российский военный потенциал.
Пентагон расширяет деятельность систем и средств ПВО для контроля патрулирующей Арктику российской стратегической авиации. Намечается наращивание присутствия в Баренцевом море атомного подводного флота США. Растет число контролирующих Север разведывательных спутников США.
В 2014 году военно-морское ведомство США разработало "Арктическую дорожную карту ВМС 2014-2030", в которой отражены возможность вооруженных конфликтов в Арктике и конкретные задачи министерства ВМС для обеспечения американского превосходства. Регион имеет стратегическое значение для военно-морского компонента ядерной триады США — с боевых позиций в Баренцевом море американские подводные ракетоносцы способны поразить значительную часть важных объектов России.
И еще в 2009 году, задолго до кризисов в Сирии и на Украине, президент США Джордж Буш подписал двойную директиву по обеспечению внешней и внутренней национальной безопасности США под названием "Политика в Арктическом регионе". В документе отмечено, что "США имеют широкие фундаментальные интересы в Арктике по обеспечению национальной безопасности и готовы действовать в этом направлении самостоятельно или в сотрудничестве с другими государствами, чтобы обеспечить охрану этих интересов".
Интересы включают обеспечение ПРО и раннего предупреждения о ракетном нападении на США, развертывание наземных и морских средств для стратегической переброски в Арктику воинских контингентов для сдерживания вероятного противника, ведение морских операций на арктическом театре военных действий, обеспечение свободы мореплавания в арктических морях и полетов авиации в воздушном пространстве. Словом, это курс на полную свободу США в Арктике. Вероятно, правила и линии разграничения в регионе тоже должны быть американскими.
Это не просто бурная бюрократическая деятельность американского руководства, ведь на основе подобных документов министерство ВМС США разрабатывает конкретные планы наращивания морских операций и обеспечения американского превосходства в Северном Ледовитом океане, модернизирует системы ПРО морского базирования, просчитывает возможности военных операций с союзниками и без.
К 2020 году планируется полностью подготовить американские войска к действиям в арктических широтах.
Союзники и противники
Постоянно претендуя на роль лидера в Заполярье, США вместе с тем стараются привлечь к сотрудничеству другие арктические государства — в двустороннем порядке и через многонациональные организации (к примеру, в Арктический совет вошли восемь стран — Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция).
Арктические государства — Канада, Норвегия и Дания (за счет Гренландии) — вместе и по отдельности также соревнуются с Россией в защите национальных интересов в Арктике.
Канада проводит военные учения и готовит резервистов к проведению операций в Заполярье. Норвегия перенесла несколько военных объектов и крупнейшую бригаду к Полярному кругу. Датчане сформировали спецподразделение в Гренландии. Однако и другие государства Евросоюза, а также Япония, Китай, Индия имеют экономические интересы в высоких широтах.
С потеплением климата круглогодичное судоходство по Северному морскому пути становится реальностью. И морские перевозчики, очевидно, изменят традиционные маршруты из Европы в Азию, и обратно. Полицентричное противостояние в Арктике станет еще напряженнее.
Японское издание Yomiuri отмечает: "С 2014 года международная морская организация (International Maritime Organization, IMO) активно работает над сводом правил Северного морского пути, поскольку предполагается, что возрастет количество судов, проходящих по этому маршруту. Организация планирует сделать этот путь международным с тем, чтобы по нему мог свободно проходить любой корабль, который соответствует международным стандартам. При этом в настоящее время в регионе действуют другие правила, установленные Россией".
Российские правила отдельным партнерам почему-то не нравятся. Вероятно, они полагают, что Северный морской путь должен принадлежать всему демократическому сообществу. И все же основная часть Северного морского пути проходит по российским территориальным водам, один отрезок — в двухсоткилометровой исключительной экономической зоне России. Ей и определять правила передвижения и безопасности для гостей-транзитеров.
Пока неясно, чем завершатся гигантские усилия США (и сочувствующих) по освоению (захвату) ресурсов Арктической зоны. Однако забота о государственной безопасности, оборонные усилия России в регионе вполне обоснованны.