Владимир Ардаев, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Официальный представитель внешнеполитического ведомства США Джон Кирби на очередном брифинге в Государственном департаменте во вторник заявил, что настороженная позиция Госдепа в отношении готовящейся продажи Ирану российских систем ПВО С-300 в мире "хорошо известна". И хотя Вашингтон признает, что эта сделка не нарушает резолюции Совета Безопасности ООН, однако намерен "узнать больше о специфике предполагаемых поставок, чтобы определить, не противоречат ли они односторонним американским санкциям" против Ирана.
Контракт на поставку комплексов С-300 Российская Федерация и Исламская Республика Иран (ИРИ) заключили в 2007 году. После принятия Советом Безопасности ООН резолюции 1929, которая предусматривала введение санкций в отношении Ирана, его выполнение было приостановлено. В ответ Иран подал в Международный арбитражный суд иск в отношении РФ. Сейчас стороны ведут переговоры об отзыве этого иска.
В апреле этого года президент России Владимир Путин подписал указ, снимающий запрет на поставку зенитно-ракетных комплексов в Иран.
В ответ на последнее заявление Джона Кирби высокопоставленный источник в МИД РФ сообщил РИА "Новости", что С-300 будут поставлены в этом году в количестве, предусмотренном ранее заключенным контрактом — то есть речь идет о трех дивизионах.
После того, как в июле в Вене "шестерке" международных посредников впервые удалось договориться о механизме снятия с Ирана односторонних и международных санкций, стало ясно, что часть американских санкций отменена не будет, поскольку касается не ядерной программы, а претензий к ИРИ по поддержке международного терроризма, нарушениям прав человека и другим вопросам. В целом в Америке санкции против Ирана были введены 18 указами президента и 10 законами, принятыми конгрессом.
Но какие реальные намерения США могут стоять за заявлениями против российско-иранской сделки по поставкам С-300, и какие реальные шаги Вашингтона могут последовать, если он решит, что сделка противоречит указам и законам, изданным и принятым в Америке?
"Это просто информационный шум"
"Вообще очень странно, когда внутренние законы какого-либо государства экстраполируются им на действия третьих стран, не имеющие непосредственного отношения к его национальным интересам. Тем более что намерение Москвы поставить Тегерану противовоздушные ракетные комплексы было озвучено и Россией, и Ираном отнюдь не вчера", — говорит заведующий сектором ИМЭМО РАН, профессор МГИМО Сергей Ознобищев.
По словам аналитика, поведение Госдепа нельзя расценивать иначе как просто информационный шум, создание которого преследует цель сохранить какие-то дополнительные рычаги влияния США, прежде всего на Иран.
"Действия США прежде всего направлены на то, чтобы ослабить позиции Ирана, которые с приобретением российских ЗРК будут заметно усилены, в том числе и в переговорном процессе по Ближнему Востоку. Не говоря уже о том, как серьезно придется потратиться Вашингтону на перевооружение своих союзников в этом регионе. Кроме того, предстоит обсуждение июльских соглашений "шестерки" в сенате США, где президент Барак Обама может столкнуться с очень серьезным сопротивлением, причем, не только республиканцев, но и своих соратников по демократическому лагерю. Белый дом и Госдеп оказываются сейчас в очень сложном положении, вот им и приходится делать хорошую мину при плохой игре", — рассуждает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов.
"Намерение как-то противодействовать российско-иранской сделке по поставке Тегерану комплексов С-300 в Белом доме рассматривают в качестве одного из дополнительных инструментов как-то усилить свою позицию на дипломатическом поле в отношениях именно с Россией, а не с Ираном", — говорит он.
Эксперты, хотя и расходятся в деталях, солидарны в том, что за заявлением Джона Кирби, сделанным от имени внешнеполитического ведомства США, не стоит каких-то реальных предостережений. Их, скорее, стоит рассматривать как очередной раунд дипломатического торга.
Аналитики сходятся также и в том, что действенных возможностей сорвать поставку российских комплексов ПВО Ирану у Вашингтона нет.
"Реальных рычагов не существует"
"Напрямую сорвать сделку у Америки не получится. Возможно, она станет поводом для новых перепалок в Совете Безопасности между постоянным представителем США при ООН Самантой Пауэр и российским постпредом Виталием Чуркиным. США могут ввести новые санкции против российских оборонных предприятий, но не более того. Никаких реальных рычагов воздействия на эту ситуацию у Вашингтона нет", — утверждает Сергей Ознобищев.
"Вряд ли США станут вводить новые санкции против "Рособоронэкспорта" и, скажем, "Алмаз-Антея" по той причине, что они и так уже под американскими санкциями, — не соглашается Дмитрий Абзалов. — Единственное, что может попробовать в данной ситуации Вашингтон — это оказать давление на Тегеран, однако трудно себе представить, что он откажется от этой сделки".
"Американцы не пойдут ни на новое обострение с Ираном, ни на попытку как-то договориться с ним. Тегеран чувствует себя сейчас очень уверенно", — заключает и Тимофей Бордачев.
По мнению экспертов, свое недовольство российско-иранской сделкой Соединенные Штаты наверняка используют в дипломатических спорах с Россией, касающихся ситуации на Украине.