Владимир Евсеев, директор Центра общественно-политических исследований, заведующий отдела Кавказа Института стран СНГ, для МИА "Россия сегодня"
Во вторник 14 июля 2015 года в Вене впервые с возникновения в 2003 г. иранского ядерного кризиса международному сообществу в лице "шестерки" (пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германии) посредников удалось согласовать механизм снятия с Исламской Республики Иран (ИРИ) односторонних и международных санкций.
Конечно, речь не идет о снятии с ИРИ всех санкций, которые включают 4 санкционные резолюции Совета Безопасности ООН, 18 указов президента США, 4 документа ЕС и 10 законов, принятых Конгрессом США.
Так, половина американских санкций, которые начали вводить против Тегерана еще в 1979 г. по причине, например, поддержки международного терроризма или нарушении прав человека, никак не связана с иранской ядерной программой, поэтому их снимать не собираются.
Тем не менее, по сравнению с "Совместным планом действий" от 24 ноября 2013 г. был достигнут значительный прогресс, что позволило даже заявить об историческом успехе переговоров в Вене. Попробуем оценить, насколько это соответствует действительности.
Санкции отменяются, но не все и не сразу
Согласно же действующему законодательству американская администрация обязана представить Конгрессу США условия соглашения по иранской ядерной проблеме в течение пяти дней со дня его подписания. В настоящее время конгрессмены находятся на каникулах, поэтому они получат "Совместный всеобъемлющий план действий" только в августе, и будут иметь еще 30 дней, чтобы внести в него коррективы.
Это предоставляет республиканцам, которые имеют большинство в обеих палатах конгресса, необходимое время, чтобы существенно воспрепятствовать реализации этого соглашения.
К этому времени в США начнется активная фаза президентской избирательной компании. При этом все кандидаты в президенты считают нынешнюю позицию Белого Дома по иранской ядерной проблеме излишне мягкой, поэтому рассматриваемое соглашение называют "плохой сделкой".
В частности, наиболее вероятный кандидат от Демократической партии Хиллари Клинтон объявила Иран историческим противником США. Поэтому трудно надеяться, что она продолжит политику президента Барака Обамы в отношении приостановки антииранских санкций (в отношении законов, принятых Конгрессом США, это возможно лишь на шесть месяцев).
Во-вторых, сразу после окончания нынешних переговоров в Совет Безопасности ООН будет направлен проект резолюции, в которой записано, что в отношении Ирана на пять лет сохраняется эмбарго на поставки образцов тяжелых вооружений, а в течение восьми лет будет действовать запрет на экспорт в страну баллистических ракет и ракетных технологий. Следовательно, международные санкции против Тегерана продолжат действовать, что может, например, воспрепятствовать получению им полноправного членства в Шанхайской организации сотрудничества. Непростым будет и процесс приостановки, а тем более снятия с ИРИ односторонних санкций ЕС, США и их союзников.
И только через 90 дней после принятия очередной санкционной резолюции Совета Безопасности ООН соглашение Ирана и "шестерки" вступит в законную силу.
Кто и как будет контролировать Иран
Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини или ее представитель будет координировать работу совместной комиссии по имплементации соглашения с Тегераном и разрешению споров вокруг иранской ядерной программы. Заседания совместной комиссии будут проводиться ежеквартально в Нью-Йорке, Вене или Женеве, но неясно, будут ли решения приниматься на основе консенсуса или простого большинства.
Последнее имеет принципиально важное значение, так как Запад фактически располагает в ней большинством голосов. Поэтому он может в 65-дневный срок возобновить действие против ИРИ международных санкций по причине, как ему кажется, невыполнения Тегераном указанного соглашения (в этом случае оно прекратит свое действие и с иранской стороны).
Помимо этого, в МАГАТЭ нет финансовых и людских ресурсов для выполнения "Совместного всеобъемлющего плана действий" в полном объеме, а совместная комиссия по имплементации соглашения не сможет рассмотреть все претензии к ИРИ.
До чего конкретно договорились
На встрече удалось достичь следующих договоренностей:
— сокращение количества работающих газовых центрифуг до 6104;
— запрет на сооружение новых предприятий по обогащению урана (на срок 15 лет);
— уменьшение запасов низкообогащенного урана (НОУ) в виде гексафторида урана до 300 кг со степенью обогащения до 3,7% по урану-235 на срок 15 лет;
Весь обогащенный до 3,7% гексафторид урана свыше 300 кг будет "разбавлен" до естественного уровня или продан на международном рынке и доставлен зарубежному покупателю в обмен на поставку в Иран природного урана. Но одновременно будет продолжаться процесс обогащения урана с последующей его конверсией в твердую (оксидную) форму.
— размещение в подземном предприятии по обогащению урана в Фордо 1044 газовых центрифуг, которые не будут использоваться для целей обогащения урана (срок введения ограничения — 15 лет);
— уменьшение на основном предприятии по обогащению урана в Натанзе количества работающих центрифуг Р-1 до 5060 на срок 8 лет;
— отказ от использования усовершенствованных центрифуг (только малой мощности типа Р-1) на срок 8 лет;
— демонтирование активной зоны и изменения конструкции строящегося тяжеловодного реактора в Араке (в частности, ограничение его мощности до 20 МВт);
Цель этого состоит в том, чтобы воспрепятствовать наработку там оружейного плутония. Помимо этого предполагается вывоз с этого реактора отработанного ядерного топлива (ОЯТ) для исключения самой возможности выделения из него оружейного плутония (бесрочно).
— введение запрета на переработку в ИРИ ОЯТ (на срок 15 лет);
— отказ Тегерана от строительства в стране тяжеловодных реакторов в течение ближайших 15 лет и вывоз из страны всех неиспользуемых запасов тяжелой воды на этот же временной срок;
— введение на 15-летний срок ограничений на степень обогащения урана (до 3,7% по урану-235);
— введение 15-летнего контроля со стороны МАГАТЭ над иранскими урановыми шахтами и предприятиями по производству уранового концентрата;
— демонтаж и вывоз всех неработающих центрифуг, включая все усовершенствованные центрифуги IR-2, IR-4, IR-5, IR-6 и IR-8, в места на территории ИРИ с целью их хранения под контролем МАГАТЭ (временное ограничение — 10 лет);
— добровольное выполнение Ираном требований Дополнительного протокола (1997 г.) и Измененного кода 3.1. к Соглашению с МАГАТЭ о применении гарантий (на срок 8 лет, включая однократный доступ МАГАТЭ на военную базу в Парчине, где возможно проводились испытания нейтронного детонатора — инициатора для ядерного взрыва).
Как считается, это увеличит до 1 года время, необходимое для наработки 25 кг оружейного урана, что достаточно для производства 1 ядерного боезаряда.
Такой вывод является спорным, так как он не учитывает значительные запасы НОУ в твердой форме, которые путем конверсии могут быть переведены в форму гексафторида урана, пригодного для дальнейшего обогащения, вплоть до оружейного качества.
Таким образом, пока преждевременно говорить об историческом успехе переговоров в Вене. Конечно, был достигнут значительный успех в урегулировании иранского ядерного кризиса. Но этот процесс еще далеко не закончен, а его позитивный исход для международного сообщества не является очевидным.