Анастасия Мельникова, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Второго апреля международным СМИ было о чем писать: Йемен, Иран, в России — кораблекрушение в Охотском море. Информация о расстреле террористами-исламистами почти 150 кенийских студентов-христиан, конечно, появлялась в выпусках новостей, но не так, чтобы потрясла мир до слез.
Восточно-африканская страна Кения (сафари, кофе, фламинго), воюющая с соседней Сомали (пираты, сепаратисты, исламисты) — всё это совсем не про нас, европейцев или американцев, далеко-далеко, и вообще, в Африке постоянно кто-то гибнет. То есть вроде как "не ужас-ужас, а просто ужас" (извините).
Просто ужас
О "просто ужасе" даже как-то позабыли в последующие дни, анализируя итоги переговоров по Ирану, военный конфликт в Йемене и приветствуя Пасху. Правда, в воскресенье, 5 апреля Глава Англиканской церкви во время пасхальной проповеди назвал погибших в Кении мучениками за веру.
Выступил и Папа Римский Франциск: он считает, что международное сообщество не должно делать вид, что не заметило этого чудовищного преступления.
Позже активизировались и пользователи соцсетей — по всему миру стали появляться возмущенные посты о том, что расстрел кенийских студентов не вызвал в прессе должного внимания:
И, конечно, многие сразу вспоминали о том, какую реакцию вызвали январские теракты во Франции, когда террористы расстреляли художников и журналистов журнала Charlie Hebdo, а также посетителей кошерного супермаркета и полицейских.
Тогда на улицы вышли более трех с половиной миллиона человек, на марш приехали лидеры многих стран.
Je suis Kenya
В случае же с терактом в кенийском городе Гариссе внимание к проблеме исламского терроризма пришлось привлекать, в основном, обычным интернет-пользователям, а не официальным лицам и прессе (в самой Кении, правда, проходили и акции скорби, и марши протеста, был объявлен трехдневный траур). На этой неделе в соцсетях появились сообщества памяти погибших студентов, а записи о кенийской трагедии сопровождались "говорящим" хэштегом #Africanlivesmatter.
Возмущение блоггеров вполне справедливо: по всему миру не проводятся ни многотысячные марши, ни акции памяти, никто не несет к зданиям кенийских посольств тысячи букетов и свечей, никто не стоит в молчаливой скорби с табличкой Je suis Kenya (по аналогии с Je suis Charlie), не забывая при этом делать обязательные selfie.
И если в адрес французских карикатуристов когда-то летели оскорбительные реплики типа "сами виноваты, провокаторы-кощунники", то расстрелянным кенийским студентам нечего предъявить даже самым отъявленным религиозным фанатикам.
Погибшие были христианами, и только.
Кения и Сомали
Кенийские силы безопасности смогли взять территорию кампуса под контроль только через несколько часов, боевиков уничтожили.
Расстрел безоружных студентов — это фактически месть за участие кенийской армии в спецоперациях против сомалийских боевиков-исламистов. Город Гарисса находится на востоке Кении, в приграничной с Сомали провинции. Там располагается центр епархии Римско-Католической Церкви (около 80 процентов населения Кении — христиане). Однако большинство жителей Гариссы – это этнические сомалийцы, они считают город своим, а не кенийским.
Само же государство Сомали раздроблено на несколько частей из-за гражданской войны. Активное противостояния группировок сепаратистов продолжается там десятки лет, различные территории то получают статус автономных, то независимых, то самопровозглашенных, то попадают под управление соседних районов-автономий.
Теракт, совершенный 2 апреля сомалийскими боевиками в университете Гариссы стал самым кровавым (но далеко не единственным) в истории Кении. Но даже полторы сотни жертв не убедили "прогрессивное" (а вернее, считающее себя таковым) человечество в том, что жизни кенийских студентов "стоят" ничуть не меньше, чем жизни французских карикатуристов или американских офисных работников.