Рейтинг@Mail.ru
Наш современник Конфуций в переводе на американский - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Наш современник Конфуций в переводе на американский

© Fotolia / xyКниги. Архивное фото
Книги. Архивное фото
Читать ria.ru в
Дзен
Идеи Конфуция дали Азии преимущества в современном мире, помогают ей выигрывать конкуренцию у Запада, замечает Дмитрий Косырев.

Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"

Самое в этой истории впечатляющее – скорость. Чтобы книга о древнем (шестой-пятый век до нашей эры) философе вышла в марте и в марте же стала событием, такого не бывает. Подробные рецензии, презентация в Пекине … А ведь книжный мир живет неторопливо, январские издания еще считаются новинками. Но тут у нас случай особый. Книга – даже не биография Конфуция, а скорее перевод его воззрений на современный политический, по сути не английский даже, а американский язык. Практическое пособие для всех, кто хочет понять, что происходит с нашим миром, откуда взялись идеи, которые движут его вперед. Такие люди сейчас – в США и Европе особенно – хватают с полок все, что относится к Азии. Это для них жизненная необходимость.

Не только Азия, а мир в целом

Книга "Конфуций и мир, который он создал", написанная американцем Майклом Шуманом, ставит вопрос так: идеи философа лежат в основе мышления и действий 1,6 миллиарда человек (в Азии). Они выдержали столкновение со множеством идеологий, приходивших с Запада: христианство, либерализм, коммунизм. И победили. Вывод, который мы видим в заголовке – что Конфуций создал целый мир, самостоятельный, живучий. Это мир сегодняшний, поэтому если хотите понять, что такое Азия, разберитесь, что такое Конфуций на самом деле.

Более того, в некоторых рецензиях есть и такая мысль: Конфуций – человек, чьи идеи дали Азии преимущества в современном мире, помогают ей выигрывать конкуренцию у Запада. Я бы даже добавил — сделали слово "Азия" символом прогресса и современности. Так что изучать Конфуция следует вовсе не только тем, кому интересна лишь Азия. Дело в том, куда идет и прочий мир тоже.

По этому вопросу с автором следует серьезно поспорить. Почему он говорит только об Азии, а как насчет того, что идеи Конфуция просматриваются сегодня в набирающих силу консервативных, традиционных движениях в матушке-Европе, не говоря о России. Другое дело, что западные жители могут и понятия не иметь, что они классические конфуцианцы. Они, может быть, думают, что отстаивают свои "традиционные ценности" и постепенно, шаг за шагом, теснят революционеров-либералов.

Но к этому мы еще вернемся. А пока посмотрим, какими вопросами завлекает читателя Шуман. Ничего себе: Конфуций как политик, бизнесмен и коммунист. Конфуций и его отношение к "авторитарным правительствам", к "правам человека", положению женщин. Наверное, так и надо говорить с американской и вообще западной аудиторией. Иначе ведь не поймут. Нужен переводчик, роль которого и играет автор книги.

Дмитрий Косырев
Не всякий консерватор консервативен: уроки петербургского форума
Задача почти неподъемная. Дело в том, что Кун-цзы, или Учитель Кун (удостоившийся на Западе латинского имени "Конфуциус") не только не писал трактатов на современном американском. Он, похоже, вообще ничего не писал. По современным понятиям Кун был отставным чиновником высокого ранга, ректором школы государственного управления, оратором. За ним записывали загадочные, в чисто азиатском духе, афоризмы. И еще ведь надо понять, как менялось за последние 2,5 тысячи лет значение некоторых иероглифов, что имелось в виду в ту эпоху, в какие тогдашние споры автор врывался. Шуман пытается делать это, он также старается показать, как в разные эпохи китайской истории "конфуцианством" называлось вообще что угодно. Но все-таки современность интереснее. Вот к ней и вернемся. К консерватизму и либерализму то есть.

Человека делает образование

Учитель Кун, вроде бы, был консерватором, постоянно ссылался на примеры древности (древность по отношению к минус шестому веку), когда якобы было все хорошо и традиционно.

Тут надо сделать оговорку: не только Кун, но и почти все китайские философы той эпохи, в отличие от своих современников – Гераклита и прочих "ранних греков" — исследовали отношения людей в обществе и то, как следует управлять государством. Физикой они не занимались. Им был интереснее человек и как он устроен.

Так вот, традиционалист Кун считал, что в человеке изначально, от природы заложено добро, и отношения людей в обществе должны строиться на этом добре (чисто христианская идея). А вот госуправление – особый случай. Управлять может только человек высоких, выше обычных моральных качеств (а иначе почему управляет именно он?). Заметим, право управлять, по Конфуцию, дают не всеобщие альтернативные выборы – поэтому-то Азия не Запад; и люди у него никак не равны, они выстраиваются в пирамиду (общество) по принципу того, чья мораль и заслуги выше.

А откуда мораль берется? Говоря современным языком, из классического гуманитарного образования. Или, языком Конфуция – из "следования примерам древности". Изначальное человеческое добро ведь надо как-то формулировать, выражать словом.

И вот через несколько столетий после смерти философа китайская империя ввела госэкзамены для будущих чиновников. Экзамены на понимание трудов Конфуция и прочей классики. И "империя ученых" эта не просто просуществовала, в разных видах, два тысячелетия. Она и сейчас существует, хотя бы в виде идеала, общего для множества азиатов: главное – не деньги, а образование. Она-то, видимо, и лежит в основе упомянутого выше выигрыша Азии в конкурентной борьбе. Она служит фундаментом того, что Азия становится эпицентром инновационного развития, и т.д.

Причем тогда здесь Европа и Запад? Дело в том, что конфуцианская идея того, что общество и государство должны строиться на просвещении, принадлежит Вольтеру и прочим энциклопедистам, которые Конфуция не читали. Они перехватили инициативу у католической церкви, которая вообще-то тоже формулировала мораль. При энциклопедистах, кстати, абсолютный монарх Франции (и не только Франции) был по рукам и ногам повязан необходимостью хоть как-то соответствовать морали, которую диктовала просвещенная часть общества. И китайские императоры, якобы обладавшие абсолютной властью, только и делали, что отбивались от чиновников, укорявших их за то, что они недостаточно моральны и просвещённы.

Современный конфликт внутри западного общества родился в конце XVIII века, когда французские революционеры по-своему восприняли идею светлого будущего, ускоряя его прибытие зверскими методами под крики "все люди равны". Так что сегодняшние западные либералы – это наследники Робеспьера и прочих палачей, а консерваторы – наследники Вольтера. На данный момент вторые явно набирают силу, не зная даже, что следуют заветам Конфуция.

Скончался первый премьер-министр независимого Сингапура Ли Куан Ю
Титан двух столетий Ли Куан Ю
Азия тем временем растет и крепнет. Вот только что скончавшийся создатель "сингапурского чуда", выпускник Кембриджа Ли Куан Ю: он — классический конфуцианец, на практике следовавший заветам Учителя Куна по части культа образованности и привлечения к госуправлению любых наиболее грамотных и способных (что сделало бессмысленным в Сингапуре существование оппозиции).

Или еще пример, из серии "наоборот". Чем была "культурная революция" Мао Цзэдуна, начавшаяся в 1966 году? Конечно, он решал и свои непосредственные политические задачи. Но как решал: он попытался вытравить Конфуция из сознания нации, и не случайно движущей силой этой революции были студенты-двоечники, оставившие надежды пробиться вверх через знания. И, представьте, у Мао ничего не получилось. Административного ресурса не хватило. Конфуций опять победил.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала