Рейтинг@Mail.ru
Арктическая "Победа": перспективы освоения шельфа северных морей - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Арктическая "Победа": перспективы освоения шельфа северных морей

© Фото : rosneft.ruНефтедобывающая платформа
Нефтедобывающая платформа
Читать ria.ru в
Дзен
Освоение арктического шельфа позволит продемонстрировать нацеленность нефтяного комплекса на инновации, а также обозначить перспективы формирования экономики принципиально нового типа - ресурсно-инновационной, считает независимый эксперт Александр Андреев.

Александр Андреев, для МИА "Россия сегодня"

Государственная комиссия по запасам рекомендовала поставить на государственный учет газонефтяное месторождение "Победа" с суммарными извлекаемыми запасами 130 млн. тонн нефти и 499,2 млрд. кубометров газа. Скептики, которые сомневались в том, что "Роснефть" совершила в Карском море крупнейшее за последние десятилетия открытие, вынуждены теперь прикусить языки. Очевидно, что оспорить результаты, которые были озвучены нефтяной компанией после предварительных исследований в сентябре, пытались, мягко говоря, ангажированные эксперты.

"Некоторые специалисты утверждали, что в результате поискового бурения в Карском море будет обнаружен газ, и сомневались в том, что здесь будут найдены достаточные запасы нефти. Однако эти оценки оказались неверны, — отмечает заместитель директора Института проблем нефти и газа РАН Василий Богоявленский. — "Роснефть" удачно пробурила первую скважину, чем подтвердила наш прогноз о высоких перспективах нефтеносности Южно-Карского региона".

Бурение поисковой скважины в Карском море стало одним из главных событий в мировой нефтегазовой отрасли.

Обращение президента РФ В.Путина с ежегодным посланием к Федеральному собранию
Путин: РФ должна снизить зависимость от зарубежных технологий
"Скважина "Университетская-1" — знаковый проект, целью которого является разработка огромных нефтяных запасов Арктики, — отмечает обозреватель The Financial Times. — Это один из проектов, за которым наиболее пристально следят в мировой нефтяной промышленности. Ведь эксперты убеждены, что Арктика остаётся последним крупным нефтегазоносным регионом мира, к освоению которого пока ещё не приступили".
Учитывая тот факт, что зрелые месторождения нефти постепенно истощаются, всё большую роль в мире начинают играть такие науко- и капиталоёмкие проекты, как освоение трудноизвлекаемых запасов и выход на шельф арктических и дальневосточных морей. Да, Россия планировала осваивать Арктику в тесном международном сотрудничестве, рассчитывая на технологические разработки США и стран ЕС. В проекте "Университетская-1" были задействованы многие иностранные компании: ExxonMobil, North Atlantic Drilling, Schlumberger, Halliburton, Weatherford, Baker, Trendsetter, FMC.

Однако теперь в связи с санкциями сотрудничество с западными нефтяными и нефтесервисными компаниями оказалось под вопросом. Конечно, в первую очередь это невыгодно партнёрам "Роснефти".

"Стратегический альянс Exxon с крупнейшей нефтяной компанией России, — пишет The Financial Times, — считался одним из главных факторов роста американской корпорации. Теперь в связи с неопределённостью на российском направлении акции Exxon могут упасть в цене. Открыто крупное месторождение, и вместо того, чтобы пожинать плоды, компания вынуждена бороться за его освоение. Однако в Exxon привыкли строить планы на долгосрочную перспективу. И американский нефтяной гигант не собирается отказываться от ставки на российскую Арктику. Ведь через определённый период времени нынешняя политическая конъюнктура изменится".

Теперь, когда запасы месторождения "Победа" поставят на государственный учет, очевидно, что любая иностранная нефтегазовая компания будет заинтересована в совместных с "Роснефтью" проектах в Карском море. И хотя "Роснефть" не стремится разрывать отношения с недавними партнёрами, сохраняя нынешнюю структуру собственности и оставляя Exxon "опцион для возврата", не исключено, что со временем к проектам в российской Арктике присоединятся другие иностранные инвесторы.

Безусловно, освоение арктического шельфа — задача, сопоставимая с покорением космоса или атомной революцией. И западные санкции в этом смысле лишь мелкое препятствие, которое российская нефтяная промышленность легко преодолеет. Даже в том случае, если к следующему лету санкции не будут отменены, максимум, чего добьются их сторонники, — это замедления темпа работ на шельфе.

Правда, следует понимать, что никаких уникальных секретных технологий арктического бурения не существует. Это миф, придуманный западными политтехнологами. Да, в последние годы американцы и норвежцы преуспели в этой области, но это не значит, что российские инженеры, которые работали в своё время над сложнейшими космическими и атомными программами, не сумеют создать собственные буровые установки для освоения шельфа. (Тем более что все научные и технические принципы, лежащие в основе современных методов бурения, — это старые советские ноу-хау.)

Ключевую роль в политике импортозамещения и локализации производства, вне всяких сомнений, будет играть компания "Роснефть", которая является главным драйвером арктического проекта. Ранее сообщалось о том, что компания планирует инвестировать 400 млрд долларов в оборудование для работы на шельфе. Причём уровень технологической локализации составит 70 процентов (заметьте, говорилось это ещё задолго до введения санкций). Теперь "Роснефть" обещает обеспечить "максимальное снижение зависимости от импортного оборудования и технологий в среднесрочной перспективе и 100-процентное замещение в долгосрочном периоде, включая программное обеспечение, оборудование для шельфовых и газовых проектов".

"Роснефть" уже заказала российским производителям более 20 наименований судов и авиатехники и 30 наименований нефтепромыслового и бурового оборудования. В компании дают понять, что для освоения арктического шельфа потребуются подводные роботизированные комплексы, судовые двигатели, турбины, насосы, компрессоры, электрогенераторы, радиоэлектронное оборудование, гидрометеорологические, аварийно-спасательные и ремонтные технологии, спутниковые системы и средства обработки космических данных.

"Каждый доллар, вложенный в шельф, генерирует 7,7 долларов в других отраслях экономики, — утверждает глава компании Игорь Сечин. — Это, мне кажется, и есть ключевое положение, которое оправдывает поддержку шельфовых проектов".

Даже одна скважина на структуре "Университетская" потребовала создания мощной системы судового обеспечения: в Карском море работали спасательные и транспортные суда, ледоколы, плавучие гостиницы. Можно представить себе, какая развитая инфраструктура понадобится здесь в ближайшие годы, когда число поисковых скважин увеличится, а затем начнётся коммерческая добыча арктической нефти.

Эксперты убеждены, что освоение шельфа означает строительство новых портов, морских платформ, атомных и дизельных ледоколов, совершенствование систем навигации и связи на всём протяжении Северного морского пути. А значит, углеводородная арктическая лихорадка позволит реализовать мечту российских стратегов о транспортной артерии, соединяющей Европу и Азию по Северному Ледовитому океану.

Арктические проекты стимулируют также строительство аэропортов, самолётной и вертолётной техники, предназначенной для полярных территорий, производство придонного оборудования, создание линий энергоснабжения в арктических широтах, разработку хладостойких металлов.

По оценкам экспертов, освоение шельфа сформирует от 300 до 400 тысяч высококвалифицированных мест в различных отраслях российской экономики.

Это приведёт к развитию инноваций и разработке высокотехнологичной продукции. Арктический проект может стать катализатором серьёзной эволюции компании "Роснефть" в своего рода инкубатор для развития национальной сервисной индустрии, технологический "хаб", связывающий ТЭК с такими отраслями, как электроэнергетика, машиностроение и транспорт.

Освоение арктического шельфа позволит продемонстрировать "заточенность" нефтяного комплекса на инновации. Не случайно многие эксперты говорят сейчас о перспективах формирования экономики принципиально нового типа — ресурсно-инновационной.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала