Максим Шалыгин, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Непостоянство французского характера уже несколько веков является одним из самых распространённых штампов при описании национального характера. Видимо, подвижный темперамент просто не мог не проявиться в выполнении французским правительством условий военного контракта по строительству и передаче Росси двух универсальных десантных кораблей-вертолётоносцев типа "Мистраль" (Mistral). Другое дело, что мало кто ожидал проявления этих качеств на самом высоком государственном уровне.
Официальный Дели уже предупредил, что в случае невыполнения Францией своих обязательств в отношении России индийский контракт может оказаться под угрозой. Дипломаты уже начинают осторожно выражать опасения в отношении перспектив франко-бразильского и франко-китайского военно-технического сотрудничества.
Не надо быть большим экспертом в международных отношениях, чтобы не увидеть за этими событиями скоординированную реакцию стран, которых в последнее время принято называть "пятерка" БРИКС. Вполне справедливым может быть и предположение о том, что соответствующее решение было принято на последней встрече лидеров Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР в австралийском Брисбене, где главы государств фактически провели свой "параллельный" саммит прямо во время форума G20.
Весной этого года Китай пригрозил США потребовать погашения долговых обязательств золотом, если Вашингтон решится на заморозку российских активов из-за событий на Украине. Угроза более чем серьёзная, поскольку реальный золотой запас Соединенных Штатов не покрывает общую сумму долга. Почти одновременно с этим заявлением Пекин провёл переговоры с Анкарой, в ходе которых убедил турецкое правительство не пропускать через Босфор американские корабли в Черное море в случае обострения ситуации в регионе.
Тем самым страны БРИКС демонстрируют единство перед общими угрозами, исходящими из западного мира. "Пятёрка" требует от Запада чёткого исполнения всех договорных обязательств по коммерческим контрактам и прекращения политики шантажа и запугивания. В этом и заключается главный объединительный мотив стран БРИКС: понятные прозрачные правила при неукоснительном их соблюдении и уважении интересов друг друга. При этом все страны БРИКС чётко исполняют свои международные обязательства. И, прежде всего, Россия. В условиях кризиса это является самым важным ресурсом любого экономического субъекта.
Россия и все остальные страны БРИКС благодаря своему последовательному и ответственному поведению выглядят более привлекательными партнерами для других участников международного сотрудничества. Поскольку они демонстрируют предсказуемость и следование нормам договорённостей при изменении любых "ветров" и при любых "штормах".
Напомним, что по контракту, который был подписан в июне 2011 года, Франция должна построить и передать России два вертолётоносца "Мистраль". Первое судно "Владивосток" было спущено на воду ещё в октябре прошлого года. И его передача военно-морским силам России предполагалась 14 ноября этого года.
Далее произошла почти детективная история с приглашением российского делегации на официальную церемонию по передаче судна. Но буквально в последний момент корабелы "перенесли мероприятие на неопределенный срок" по рекомендации французского правительства, а сотрудника, пославшего приглашение, уволили. Президент Франции "рекомендовал отложить до новых распоряжений изучение запроса о необходимом разрешении на экспорт".
Второй корабль получил название "Севастополь" и был спущен на воду 20 ноября, а дата отправки первого в России несколько раз смещалась.
Понятно, что такое непоследовательное поведение французских властей не является самостоятельным решением, они действуют под давлением извне. С одной стороны, это требования стран НАТО (и, прежде всего, США), которые требуют не допустить передачу "Мистралей" России. С другой стороны, президент Олланд "зажат" пунктами коммерческого контракта с Москвой.
Первой реакцией Парижа стало предложение к странам НАТО выкупить "Мистрали" у Франции. Но довольно быстро выяснилось, что вертолётоносцы построены с учётом специфики российских военно-технических требований и просто непригодны как для флота Канады, с которой велись переговоры, так и для ВМС любой из западных стран. К тому же в НАТО заявили об излишней дороговизне вертолётоносцев.
Поэтому в Елисейском дворце решили затягивать исполнение российского контракта как можно дольше. Но это не может длиться бесконечно. С учётом всех особенностей контракта, Франция может "оттянуть" срок передаче судом не более чем на три месяца. То есть, не позднее конца февраля. И, либо передать построенный вертолётоносец России, либо стать ответчиком в судебном разбирательстве.
Серьёзность намерений России Москвы уже достаточно чётко определил заместитель министра обороны Юрий Борисов. "Россия будет действовать в соответствии с буквой контракта. Если не отдадут, будем судиться и выставлять штрафные санкции. Поведение российской стороны строго регламентировано подписанным контрактом", — заявил он.
Выбор теперь должен сделать президент Франции.
Простые же французы на этой неделе получили достаточно наглядную возможность сравнить новогодние подарки от своих зарубежных друзей.
На Вандомской площади в Париже была установлена 24-метровая надувная ёлка американского художника Пола Маккарти. Елка, похожая на уродливую "секс-игрушку", как едко охарактеризовали этот предмет искусства критики. Справедливости ради отметим, что шедевр радовал парижан не очень долго. Группа неизвестных ценителей прекрасного однажды ночью истыкала "ёлку" ножами, после чего она сдулась.
Потому что очень важно не прерывать традиции.