Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования
Рано или поздно войны (мировые, экономические, гибридные, холодные, информационные и прочие) заканчиваются. Побежденные зализывают раны. Победители подводят итоги и закрепляют свое доминирование в новом послевоенном мире, создавая новые системы безопасности. После наполеоновских войн возник Священный союз, после Первой мировой — Лига наций, после Второй мировой — ООН.
Холодная война и реформа ООН
Предлагавшаяся реформа ООН содержала две главные идеи: расширение числа постоянных членов Совета безопасности и усиление роли Генеральной Ассамблеи.
Расширение Совбеза нивелировало значение четырех из пяти имеющихся членов. США и так занимали в тот момент особое положение (никак юридически не закрепленное, но четко всеми ощущавшееся), а вот Франция, Великобритания, Китай и Россия должны были бы потесниться в пользу как бывших противников, проигравших Вторую мировую войну (Германии и/или Японии), так и государств третьего мира, чей военно-политический и финансово-экономический потенциал явно не выдерживал сравнения с таковым потенциалом постоянных членов Совбеза.
Таким образом, за счет снижения планки требований снижался и статус постоянного члена Совбеза. Другим вариантом нивелирования данного статуса был отказ от наличия в Совбезе постоянных членов или, как вариант, отказ от права вето постоянного члена.
При реализации данных предложений авторитет и возможности старых постоянных членов (кроме США) размывались — за счет увеличения трудностей достижения консенсуса при принятии решений, а в целом привели бы к снижению авторитета и эффективности всего Совбеза. США получили бы возможность обходить Совбез ООН как неэффективную структуру, неспособную принять решение и действовать в одиночку.
Легализовать односторонние действия США предполагалось за счет повышения уровня решений Генассамблеи, сделав их обязательными для исполнения. Обладая в Генассамблее устойчивым большинством голосов и контролируя аппарат ООН, Вашингтон не сомневался, что всегда сможет провести нужное решение.
Однако столкнувшись с трудностями уламывания постоянных членов Совбеза ООН, без которых невозможно было реализовать ни одно решение, США решили просто игнорировать ООН. А для оправдания своих действий они фактически заблокировали возможность принятия конструктивного компромиссного решения по любому принципиальному вопросу, после чего начали третировать организацию как беспомощную и неэффективную.
В результате действий США за последние двадцать лет система международного права оказалась разрушенной, а реформа ООН в нынешних условиях будет означать создание под старым брендом фактически новой организации.
Рax post Americana
Впрочем, за эти двадцать лет и позиция самих США на международной арене изменилась. Если в средине 90-х годов прошлого века они выступали с позиций победителя и гегемона, то сегодня Америка катится к поражению. Соответственно и новый послевоенный мир сегодня читается уже не как pax Americana, но как pax post Americana.
Более того, если двадцать лет назад попытка размыть европейское доминирование в СБ ООН была надуманной, то сегодня такие действия отвечали бы реальности — экономический и политический вес отдельных государств Азии, Африки и Латинской Америки резко вырос, о чем свидетельствует создание БРИКС, а в еще большей мере — вынужденное согласие Запада на работу в формате G 20.
ОПЕК и АСЕАН, ЕС и ЕАЭС, Шанхайская организация сотрудничества, БРИКС, МЕРКОСУР — структуры, способные представлять и заявлять позиции не государств, но крупных объединений, причем позиции уже согласованные.
Очевидно, и национальное представительство необходимо — голос каждого должен быть услышан, но даже старая ООН не предполагала формального равенства Франции и Лесото. А уж как только США почувствовали себя способными игнорировать даже коллективную волю ООН, они не замедлили этим воспользоваться, пытаясь изолировать оппонентов.
Страну (даже самую крупную) можно предать обструкции и сделать парией на международной арене (и плевать, что сто условных лесото, выступающих против России или Китая, не дотягивают до любого из них ни политически, ни экономически, ни в военном отношении). Есть эффект массовости, а все остальное решает американский зонтик.
А вот поступить так с международной организацией, объединяющей несколько, а то и несколько десятков государств и контролирующей важный рынок, практически невозможно. Любую страну можно бомбить (нельзя только тех, кто может ответить), а международную организацию, если это не военный блок, нельзя.
В общем, на смену Организации объединенных наций, через некоторое время может прийти Организация объединенных структур.