Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования
В конце июня украинские власти внесли в парламент законопроект №4938, который, среди прочих мер, направленных на сохранение остатков банковской системы, практически отменяет гарантирование вкладов. Давайте разберемся, что заставило Киев пойти на столь отчаянный шаг, и способна ли эта мера спасти экономику Украины
Я неоднократно писал, что кризис на Украине носит системный характер. И главная проблема заключается не в олигархическом характере украинской власти, не в ее смычке с фашистами, не в противостоянии Востока и Запада, которое уже вылилось в кровопролитную гражданскую войну. Это все следствия.
Главная проблема Украины — в одновременном исчерпании внутреннего и внешнего ресурса, необходимого для поддержания ее государственности. Все украинские власти, все украинские политики, независимо от того, к какому лагерю они принадлежали, добросовестно уничтожали экономику страны. Частично, но лишь частично, такие действия были обусловлены олигархическим характером украинской государственности. Основная же причина — неадекватность политического класса стоящим перед ним задачам.
Кредиты, правда, закончились не сразу, и это создало иллюзию возможности переждать лихие времена, живя в долг, а затем взяться за старое. Не совсем понятно было, откуда возьмутся новые активы, вместо оставленных советской властью и бездарно разворованных, но об этом украинские политики не думали. Их интересовало лишь, где еще можно перехватить миллиард-другой на любых условиях.
Но мировые финансовые рынки испытывали все больший дефицит свободных ресурсов, и Украине становилось все сложнее привлекать новые кредиты, даже на рефинансирование старых долгов. В конце концов, все прекрасно понимали, что это даже не Греция — деньги никогда не вернутся.
В 2014 году страна окончательно лишилась и остатков экономики. ВПК остановлен, чтобы досадить России. Металлургия и добывающая промышленность Донбасса стоит, поскольку на территории региона идет гражданская война. Остановились предприятия отраслей, завязанных на поставки углеводородов (в основном нефти и газа) — химия, нефтехимия, нефтепереработка. Газ-то ведь не поставляется, поскольку Украина за него не платит (чтобы досадить России), а с нефтью и раньше были проблемы, благодаря "удачной" операции Коломойского по отжиму (в 2009 году) Кременчугского нефтеперерабатывающего завода у "Татнефти".
Туризм замер, так как мало желающих ехать в страну, наводненную никем не контролируемыми нацистскими боевиками и бомбящую собственные города. Значит, гостиничный бизнес лег. За ним ложится общепит. Нет не только туристов, но и у стремительно нищающего населения нет денег на посещение ресторанов. Падают объёмы розничной торговли, в том числе пищевыми продуктами. Это тянет за собой падение легкой и пищевой промышленности.
Наконец, практическая остановка транзита груза по дорогам Украины, находящимся под контролем нацистских банд, ведет к снижению загрузки портов.
Всего, по оценке МВФ за первый квартал Украинская экономика потеряла 5% ВВП в годовом исчислении, по оценке ЕБРР — 7%. И эти катастрофические прогнозы еще можно считать оптимистичными. Ведь еще нет данных за второй квартал, а он обещает быть куда более провальным.
Кое-какие деньги, правда, еще давали внешние кредиторы. Однако совокупными усилиями США, ЕС и МВФ удалось наскрести кредитов на 5-6 млрд. долларов, причем они ушли на финансирование военных действий против Донбасса (то есть, на разрушение собственной экономики) и на урезанные выплаты бюджетникам.
В конце концов, даже МВФ заявил о приостановке сотрудничества с Украиной, честно признавшись, что не понимает процессов, происходящих в ее экономике. Последний ручеек финансирования украинской государственности, таким образом, иссяк.
В этих условиях, уже в июне НБУ и Кабинет министров внесли в парламент законопроект № 4938, который, среди прочих мер, направленных на сохранение остатков банковской системы, практически отменяет гарантирование вкладов. Фонд гарантирования вкладов вроде бы продолжает свою работу. Однако из-под его действия выводятся вклады в драгоценных металлах и вклады, использующиеся на погашение собственных обязательств вкладчика перед банком. Наконец, закон разрешает Фонду гарантирования вкладов выпускать векселя и облигации со сроком погашения свыше пяти лет, а правительство может выпускать ОВГЗ для обмены на векселя и другие "ценные" бумаги Фонда гарантирования вкладов.
Если говорить по-русски, государство строит даже не финансовую, а бумажную пирамиду, позволяющую банкам и правительству просто конфисковать вклады населения, обменяв их на бумажки, со сроком погашения "свыше 5 лет", то есть никогда (особенно, учитывая перспективы киевской власти продержаться дольше пяти месяцев).
Это уже даже не соломинка, за которую хватается утопающий. Это попытка отсрочить неизбежный конец, хоть на день-неделю-месяц. Надеяться не на что. Даже чудо не может спасти финансовую систему Украины.
Чуду понадобится не менее года, чтобы заставить работать разрушенную экономику. Чуду понадобится изыскать средства на прокорм 40-миллионного населения весь этот период. Чуду надо будет заплатить десятки миллиардов долларов внутреннего и внешнего государственного долга.
Таких чудес не бывает.