Максим Шалыгин, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Намеченное на 27 июня во время саммита Евросоюза подписание соглашений об ассоциации и зоне свободной торговли ЕС с Украиной, Грузией и Молдовой — результат политической работы Запада в течение последних двух десятилетий. И, если Грузии ещё только предстоит оценить все последствия этого подписания, то для Молдавии и Украины результат уже можно вполне прогнозировать.
Ликвидация суверенитета?
Документы, подписываемые Украиной и Молдавией, практически идентичны. С той только разницей, что Кишинёв с 2003 года непрерывно "гармонизирует национальное законодательство с европейским", а Киеву ещё навёрстывать и навёрстывать. К слову, процесс интеграции Молдавии в Евросоюз начал Владимир Воронин — тогда президент страны, сегодня — депутат молдавского парламента и главный противник евроинтеграции.
Примечательно, что ни в Молдавии, ни на Украине не было детального публичного обсуждения этого документа. Рекламные ролики были, майданы собирали, спецслужбы Молдавии объявили противников евроинтеграции сепаратистами "необратимого европейского курса страны". А вот постранично никто простым людям ничего не объяснял. Долгое время не было даже переводов текста на национальные языки.
То есть, Молдавия и Украина принимают на себя все обязанности, подчиняются всем правилам и нормативам, которые существуют в Европейском союзе. При этом страны не являются ни полноправными государствами-членами ЕС, не имеют своих депутатов в Европейском парламенте, не имеют своих представителей в европейских комиссиях.
Как отмечается в документах, Молдавия и Украина должны "исключить положения своего внутреннего законодательства или упразднить внутренние практики, которые не согласуются с правом Союза или с её внутренним законодательством в связанных с торговлей областях".
Но при этом не конкретизируется, что именно необходимо поменять в правовом поле двух государств. Что оставляет место для самого широкого толкования законов. Проще говоря, Европейская Комиссия в оперативном режиме может управлять законами Молдавии и Украины.
Абсолютный приоритет европейских директив и правил над национальным законодательством. И, если это не ликвидация собственного государственного суверенитета, то какими другими словами это можно назвать?
Наследники помещиков и фабрикантов
И, поскольку, часть Молдавии — Бессарабия — в досоветский период входила в состав Румынии, то могут появиться румынские наследники объектов собственности и предъявить свои права на землю, предприятия, жилые дома, административные здания, и далее везде.
А ведь Северная Буковина до 1940 года также принадлежала Румынии, а теперь это территория Черновицкой области Украины. А ведь там ещё Хотинский уезд и Область Герца…
У потомков собственников в Словакии могут возникнуть желание посетить, к примеру, город Чоп Закарпатской области Украины — серьёзный транспортный узел на украино-словацко-венгерской границе. И прогуляться по окрестностям: Батфа, Галоч, Малые Селменцы, Паладь-Комаровцы, Палло, Ратовцы, Соломоново, Сюрте, Тисаашвань, Тыйглаш…
У наследников в Венгрии, кстати говоря, могут появиться некоторые вопросы к украинской недвижимости.
Не думаю, что в Европе будут вспоминать о государстве Карпатская Украина 1939 года. Но вот о правах на собственность в Берегово, Межгорье, Мукачево и Ужгороде вспомнят обязательно.
Интересно, что скажут европейские юристы о таком государственном образовании, как Украинская держава 1918 года под руководством гетмана Павла Скоропадского (и под контролем немецких и австро-венгерских войск) со столицей в Киеве? Будут вспоминать, что кому гетман передал-продал-подарил? Будут признавать это государством со всеми вытекающими наследственными вопросами? Или же найдётся смелость сказать твёрдое "нет" Европе? Этот гетман, правда, ещё о Кубани много чего фантазировал — но это уже слишком.
Куда людей выселять? Бараки строить для жителей Западной Украины и Молдовы? А что будет делать, к примеру, мелкий и средней руки бизнесмен — владелец кафе или парикмахерской — при пересмотре права собственности? Пополнит ряды безработных?
А как обеспечивать права европейских наследников в Гагаузии, Приднестровье, Донецке и Луганске? Как и "демократию" — танками и установками "Град" при поддержке штурмовой авиации?
И всё это — только вопросы собственности.
Промышленность и сельское хозяйство
По мнению лидера украинских коммунистов Петра Симоненко, сегодня украинский рынок уже "на 80% забит продукцией, не произведенной в Украине". А когда все барьеры будут сняты, "производство разрушено будет, наука захиреет, потому что есть связь науки с производством". Местная продукция не соответствует регламентам Европейского Союза. Да и просто дороже, чем импорт. И не выдержит конкуренции с европейскими товарами.
Поскольку у ЕС и ТС разные техрегламенты, то украинские и молдавские товары уже не могут соответствовать нормам Таможенного Союза Беларусь-Россия-Казахстан и стран СНГ.
Во-первых, если Молдавия и Украина открывают свои страны для импорта, то страны ТС и СНГ обязаны защитить своих производителей от реэкспорта. Страны ТС и СНГ не просто имеют на это право — защитить свою экономику, сохранить рабочие места для своих граждан — это прямая обязанность национальных правительств.
Во-вторых, уж если вы не хотите интегрироваться с Россией, говорите о европейской интеграции — то Россия уважает ваше мнение и ваш выбор. Но Россия также имеет право на свой выбор. Никто никого не заставляет. Хочешь — дружи, хочешь — завидуй, но только молча в стороне, по-соседски.
А вот так, чтобы почти все трудоспособные граждане твоей страны деньги зарабатывали в России и с помощью ресурсов России, но при этом были в ЕС и НАТО — то такого больше не будет. Дружить — так полностью, по всем вопросам. А если дружить только там, где выгодно — то это уже не дружба. А взаимовыгодное сотрудничество. Или — шантаж с попыткой изнасилования, что нехорошо. И не надо в этом случае говорить про "славянское единство".
Молдавия — сугубо сельскохозяйственная страна. Особенно по сравнению с промышленным Приднестровьем.
И если в Кишинёве искренне считают, что либерализация тарифной политики может спровоцировать снижение доходов бюджета региона на 6-10% и привести местные компании к более жесткой конкурентной борьбе — то можно только порадоваться за молдаван. Российский рынок имеет важное, но не решающее для молдавской экономики значение? Как скажете.
Но если Роспотребнадзор имеет претензии по качеству винодельческой продукции и оформляемым документам в соответствии с нормами и правилами РФ — то не надо здесь искать политики. Это чёткое соблюдение действующего законодательства.
Вот только при подготовке документов об ассоциации с ЕС, Кишинёв и Евросоюз нарушили весь пакет подписанных соглашений в рамках молдово-приднестровского урегулирования. Например, Приднестровье имеет право на самостоятельную (от Молдовы) внешнеэкономическую деятельность. ЕС же обсуждает "ассоциацию" только с Кишинёвым. И не ведёт таких же равных переговоров с Тирасполем.
Ради справедливости заметим, что и руководство Приднестровья ограничилось только общими фразами и очень вяло боролось (если не сказать самоустранилось) от защиты интересов жителей ПМР. И этот сюжет — давление Кишинёва и европейских стран на Тирасполь при бездействии самих приднестровских властей — заслуживает отдельного рассмотрения.
Что касается Гагаузии, то местные власти заявляют о возможности отделения от Молдовы в случае её интеграции с ЕС. И одновременно ожидают от Европейского Союза некоторого предложения — в виде сохранения автономного статуса. При этом (видимо, для усиления своей переговорной позиции) ещё в начале года провели референдум, в ходе которого 97,5% участников высказались против вступления в ЕС; 98,5% поддержали идею вступления в Таможенный Союз и 98 % проголосовали за то, чтобы Гагаузия автоматически стала независимым государством в случае утраты Молдавией своего суверенитета.
На Украине могут исчезнуть сразу несколько отраслей промышленности, возможно массовое банкротство тысяч предприятий. В 43-миллионной стране это может стать просто катастрофой.
Под угрозой остановки находятся предприятия оборонной отрасли, которые были частью единого производственного комплекса с Россией. Это примерно 20% от общего объема всех производимых в стране товаров. Россия начала программу импортозамещения, и это уже необратимо.
Транспортные (железнодорожные) перевозки из стран СНГ в Европу более выгодно осуществлять в рамках Таможенного Союза, то есть через Беларусь. Потому как просто дешевле. Это означает потери для железнодорожной отрасли Украины.
Предприятия авиастроения и аэрокосмической промышленности создавались и могут работать только в тесной кооперации с предприятиями стран СНГ и, прежде всего, России. И рынок сбыта для них — только в странах ТС.
Люди
При подписании соглашений об ассоциации с ЕС, граждане Украины и Молдавии не получат равные права с гражданами стран Евросоюза. Включая полноценное право на труд и заработную плату.
Зато получат: многократное повышение тарифов на электричество, воду, коммунальные услуги ЖКХ, замороженные пенсии, урезанные социальные пособия и отменённые льготы для ветеранов и малоимущих. К тому же произойдёт резкий рост цен на качественные лекарства и продукты.
Граждане Украины и Молдавии смогут работать в ЕС, только не на постоянной основе. Потому как в любом государстве Евросоюза они остаются иностранцами. А это означает годовой контракт при разрешении жить в ЕС шесть месяцев. И какому нанимателю нужны такие работники? Значит, будет только сезонная работа.
Безвизовый режим с ЕС обсуждается отдельно от соглашения об ассоциации. Визы не отменят автоматически. И даже после введения на Украине в Молдавии биометрических паспортов будут отменены только краткосрочные визы. А учебные и длительные трудовые сохранятся.
"Друзья" России
Это привело к процветанию всякого рода политических спекулянтов и "профессиональных соотечественников". Очень долгое время в российских коридорах власти достаточно серьёзно обсуждали утопический план по объединению Молдовы и Приднестровья в Федерацию (или же прямое присоединение, с демонтажем государственности ПМР) и последующим присоединением к зоне ТС.
Россия ожидала от руководителей как Молдовы, так и Украины честного партнёрства, выполнения подписанных соглашений, можно сказать — доверяла, но не проверяла.
В результате отсутствия чётко скоординированных действий, Россия сегодня потеряла рычаги практического влияния на ситуацию. Вместо прямого разговора с обществом этих стран, российская политика строилась на кабинетных договорённостях с отдельными политическими лицами. Которые вели себя просто нечистоплотно.
Поэтому, сегодня России, возможно, необходимо определиться — как она будет относиться к тем, кто не согласен в Молдове и Украине с евроинтеграцией. Причем, определиться как в отношении людей, бегущих в Россию, так остающихся на своей территории.
Принято считать, что в Древнем Риме рабы больше всего гордились водопроводом.
Возможно, людям на Украине и в Молдавии, так ратующим сегодня за Европу и бегущим от России, необходимо пройти через горькое разочарование "евроинтеграции". Пройти через нищету и голод, чтобы понять — Россия никогда не покушалась на самобытность народов и не меняла политические элиты в странах своих союзников. В отличие от европейско-американской традиции.
Возможно, Европе стоит увидеть на своих предприятиях, в своих домах всех этих идейных продолжателей дела Бандеры-Шухевича. Увидеть, чтобы понять что-то важное для себя самих.
Возможно, России следует защитить тех, кто не готов идти в это "ассоциированное" рабство.
Потому как — в противном случае — мы вполне можем получить националистическое государство Галичина. Во главе с президентом самого большого поющего фонтана в Европе.