Константин Богданов, обозреватель РИА Новости.
Шестые сутки пошли с момента захвата сенегальскими военными российского траулера "Олег Найденов". Пока что добиться освобождения судна и экипажа не удается. МИД России в четверг вызвал временного поверенного в делах Сенегала и потребовал незамедлительно освободить траулер, получив в ответ заверения в скорейшем разрешении конфликта. Что вообще происходит в водах Западной Африки, если там начали просто бить российских рыбаков?
Глава Росрыболовства Андрей Крайний 5 января в эфире телеканала "Дождь" оценил захват "Найденова" следующим образом: "По нашим данным, науськали, скажем так, сенегальских военных активисты известной организации "Гринпис".
Сутки спустя "Гринпис" осудил силовое задержание "Найденова", впрочем, довольно ядовито проведя параллель с недавним задержанием судна Arctic Sunrise у платформы "Приразломная", а насчет "Олега Найденова" заметив, что "судно ранее попадало в рыболовный скандал, и точно по собственной вине".
Узел вяжется сложный, и однозначно квалифицировать его трудно. Судите сами.
Воды Западной Африки — это сущее золотое дно, на котором толкаются локтями слишком много заинтересованных сторон. Здесь ловят ставриду, скумбрию и сардинеллу. Прямо скажем, по европейскому, да даже и по российскому вкусу продукт далеко не высшей категории — но Африка берет и просит добавки. Берет и Китай.
И вот вопрос о том, кто и как будет добывать эту рыбу, становится ключевым. Местные рыбаки, лишенные современного рыболовецкого флота, терпеть не могут "упакованных" иностранцев, которые покупают лицензии на лов. Отсюда постоянные жалобы на то, что иностранцы лезут слишком близко к берегу, лишая пропитания местных тружеников моря.
Дальше начинаются нюансы. Кого можно потрогать, а кого пока не стоит. И лучше это делать не самим, а как-нибудь "в мировом масштабе", с опорой на авторитетные организации. И тут вроде бы внезапно возникает "Гринпис".
Например, министр рыболовства и морского хозяйства Сенегала Хайдар эль-Али, по чьему приказу было произведено задержание, является крупнейшим лидером местных "зеленых". Тоже ничего не доказывает, но в общей картинке смотрится небезынтересно.
Какие у России в последнее время отношения с "Гринписом" — пояснять не надо: история задержания судна Arctic Sunrise всю минувшую осень обсуждалась в СМИ. Любой следователь сделал бы стойку на такой мотив.
Кстати, кроме шуток: в 2010 году слежение за российскими рыбаками в западноафриканских водах вел именно Arctic Sunrise, и именно тогда было названо сразу несколько наименований кораблей, якобы занятых нелегальным ловом рыбы в этих районах, — в том числе и "Олег Найденов". А в 2012 году экологи с Arctic Sunrise атаковали "Найденова" на моторках.
Вообще говоря, в последние годы "Гринпис" в этих районах только тем и занимался, что гонялся за российскими рыболовами, обвиняя их в нарушении оговоренных условий лова. В докладах "зеленых" в качестве нарушителей фигурировали в основном российские и европейские рыбаки. Одновременно с этим указывалось, что сенегальское министерство морского хозяйства крайне недовольно финансовыми условиями выданных россиянам лицензий. Куда уж прозрачнее намеки?
Однако формальная позиция Росрыболовства в том, что "Найденов" находился в экономической зоне соседней Гвинеи-Бисау (уже, кстати, заявившей протест сенегальским властям), да к тому же с поднятым тралом — т.е. в момент перехода морем, а не при добыче ресурсов.
У "Гринписа" свои декларируемые задачи, но Африка живет по очень простому закону: трогают тех, кто не может постоять за себя и с кого можно что-нибудь получить. Китайские траулеры пасутся в сенегальских водах как у себя дома, но сенегальские власти и самозабвенные экологи даже не думают это замечать.
Это называется: правильно выстроенные отношения с местными и умение себя поставить. Китай, сверхдержава XXI века, очень много сил тратит на поддержку своих людей, работающих и инвестирующих за рубежом.
Есть ощущение, что если не предпринять дополнительных усилий, то российский бизнес и дальше будет оказываться крайним в любом скандале в странах третьего мира, безотносительно содержательной части своей вины.