Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.
Изменение климата в Старом Свете пока не принято афишировать. Но в том, что он меняется, сомнений уже мало. То, что происходит в Европе, все больше и больше напоминает типичную погоду юга Восточного побережья США, представляющую собой непрерывную череду разрушительных тропических ураганов.
Само по себе изменение климата Западной Европы не очень актуально для россиян. Но дело в том, что все погодные процессы на планете связаны между собой. Параллельно ухудшению погоды в ЕС идут перемены в нашем климате, и неплохо бы знать, какими они будут.
Три урагана за два месяца
Подсчет жертв и ущерба от урагана "Дирк", главный удар которого по Западной Европе пришелся на сочельник, пока продолжается, но уже ясно, что по разрушительной силе и масштабам последствий он соизмерим с предыдущим ураганом "Ксавьер".
Последствия шторма "Святой Иуда", бушевавшего в Европе с 27 по 31 октября этого года, – 17 жертв и общий ущерб, по оценке компании AIR Worldwide, на сумму от 1,5 млрд до 2,3 млрд евро.
Итого: три мощнейших урагана меньше чем за последние два месяца, что само по себе заставляет задуматься, случайность это или уже закономерность.
Наша задумчивость станет еще глубже, если посмотреть всю статистику катастрофических евроштормов за последние полтора века. Систематические метеонаблюдения начались в Европе только во второй половине XIX века, поэтому более ранние данные отрывочны.
На протяжении всего прошлого века Европа пережила 34 разрушительных шторма, то есть они были не такой уж редкостью, как это могло показаться. В среднем они случались раз в три года, что вполне объяснимо. Климат в Западной Европе морской и, как учат нас школьные учебники географии, полностью определяется атмосферными процессами над Атлантикой.
Но чем ближе к сегодняшнему дню, тем поразительнее картина. С 2000 по 2009-й — 16 крупных евроштормов, то есть полувековая норма, с 2010 по 2013 — 15 штормов того же калибра.
И хотя человеческих жертв в основном удалось избежать, ясно одно: меньше штормов в Европе не стало. Их стало явно больше, их частота нарастает в геометрической прогрессии, а картина погоды в Западной Европе все больше и больше начинает напоминать метеосводку откуда-нибудь из Флориды или Мексиканского залива в сезон ураганов.
До нас европейские ураганы доходят уже сильно выдохнувшимися. Они еще заметны в Калининградской и Ленинградской областях, но дамба в Финском заливе с угрозой подтопления Санкт-Петербурга справляется без труда.
Европейские шторма несут угрозу разве что отечественным туристам, едущим в еврозону, и тем, кто инвестирует в экономику Евросоюза. Теперь в список рисков им приходится добавлять форс-мажорные обстоятельства, связанные с новой европейской погодой.
Погодные процессы на планете связаны между собой, а Западная Европа – наш близкий сосед, и не замечать, что погода меняется и у нас, просто невозможно.
Затяжные дожди в ЦФО в сентябре лишили москвичей бабьего лета. Подмосковье с обычной для него золотой осенью превратилось в американский штат Орегон, который славится устойчиво хмурым небом и обилием дождей, а после киносаги "Сумерки" и вовсе считается самым комфортным местом для постоянного проживания вампиров.
Наводнение на Дальнем Востоке — другая история, связанная с другими климатическими сдвигами — тихоокеанскими. Что же касается Западной Европы, то, возможно, с погодными аномалиями там связаны более серьезные погодные артефакты у нас — смерчи.
Нельзя сказать, что их в России никогда не видели, но все-таки это было редкое природное явление, о котором помнили веками. Теперь же редкий год проходит без вереницы смерчей у побережья Краснодарского края, а в 2002-м и 2012-м они были такой мощности и вынесли на сушу столько воды, что вызвали наводнения в Новороссийске и Крымске с большими человеческими жертвами.
В этом году мощный торнадо прошелся по Тульской обрасти, словно тут не Россия, а американский Средний Запад. К счастью, обошлось без жертв, но если так пойдет дальше, то придется делать ремейк "Волшебника Изумрудного города" — о том, как смерч уносит девочку Машу из города Ефремова в волшебную страну Оз.
Бизнес на непогоде
Причину явного изменения климата в Европе — и не только в ней — пока не знает никто. Суперкомпьютеры в трех уполномоченных Всемирной метеорологической организацией центрах метеоданных в Москве, Вашингтоне и Сиднее, куда в режиме реального времени поступают данные о погоде со всего мира, трудятся денно и нощно, но пока вразумительной модели климатических изменений создать не могут. На это, по оценкам специалистов, потребуется еще минимум несколько лет.
Регулируется этот бизнес Киотским протоколом. Гипотеза глобального потепления как главного виновника всех климатических бед хороша тем, что позволяет делать деньги в буквальном смысле из воздуха.
Помимо продажи квот на выбросы парниковых газов на государственном уровне протокол позволяет торговать квотами на вторичном рынке. Объем рынка квот оценивается примерно в $100 млрд, а к 2020 году может вырасти вдвое.
Всем было понятно, что подставляться под угрозу потери гордого звания британского ученого никто даром не будет. В ответ как минимум можно ждать новых грантов на "правильные" исследования.
Однако теперь выясняется, что и критики глобального потепления – тоже далеко не все бессребреники.
Погоду за деньги не купишь
На этой неделе разразился скандал вокруг публикации в журнале Climatic Change, где утверждается, что целенаправленной и масштабной дискредитацией глобального потепления занимаются "не просто парочка мерзавцев", а "это крупномасштабные политические усилия".
Будто бы оплачивают эти усилия промышленные гиганты, в первую очередь крупнейшие в мире западные нефтяные компании и нефтетрейдеры, которым невыгодно падение спроса на энергоресурсы. Они и их сообщники уже якобы потратили около $9 млрд на подкуп политиков, общественных некоммерческих фондов, журналистов, ученых, которым была поставлена задача оболгать глобальное потепление.
Понятно, что когда такие деньги можно заработать на поддержке (или опровержении) одной довольно спорной гипотезы, другие просто не нужны. Еще меньше нужна реальная причина изменения климата. Во всяком случае, политики, общественные деятели, журналисты и ученые много на ней много не заработают.
Но есть и хорошая новость. По разным причинам Россия так и не смогла в нулевые годы встроиться в систему глобальной спекуляции парниковыми газами. А сейчас, когда срок Киотского протокола формально истек, а заключение нового тормозится уже третий год, эта задача утратила актуальность.
В России, как уже сказано, находится один из трех мировых центров метеоданных. Наши математики, физики атмосферы и океана и климатологи – одни из самых опытных и авторитетных в мире, еще с советских времен. Проблем с финансированием научных исследований теперь вроде нет. Словом, у нас есть все условия для того, чтобы разобраться с причинами изменения климата, по крайней мере, у нас в стране и ее ближайших окрестностях.
А в том, что это надо сделать, сомнений, наверное, нет ни у кого. Слишком часто в последнее время погода удивляет своими странностями.