Илья Крамник, военный обозреватель РГРК "Голос России", специально для РИА Новости.
Сто лет перемен
"Адмирал Макаров" был последним крупным боевым кораблем, построенным для России во Франции. После революции СССР закупал главным образом проекты для самостоятельной реализации (среди прочих рассматривался, но был отвергнут проект французского тяжелого крейсера типа "Алжир"), а во время Второй Мировой пополнялся по ленд-лизу главным образом кораблями и катерами американской постройки. После 1945 года, с началом Холодной войны, закупки кораблей "в капиталистических странах" стали и вовсе немыслимы — импорт для ВМФ ограничивался странами СЭВ и Варшавского договора.
Одновременно менялись и взгляды на применение ВМФ, включая его десантные силы. Очевидно, что высадка десанта с целью поддержки приморского фланга наступающей армии на европейском ТВД становилась все менее актуальна. При этом флот практически не имел инструментов по защите российских граждан и интересов за рубежом — если не считать ракетно-ядерного удара, который, при всех своих достоинствах, все же не слишком пригоден в повседневных конфликтах. Наиболее же удобные для постоянной проекции силы на большие расстояния средства — палубная авиация и десантные силы — были развиты в отечественном флоте крайне слабо и, более того, в 1990-е — 2000-е годы подверглись серьезной деградации.
Так, пошли на слом три из четырех авианесущих крейсеров типа "Киев" (проект 1143). Лишь судьба четвертого, ставшего после капремонта и модернизации индийским авианосцем "Викрамадитья", показывает истинный потенциал этих кораблей. Ушел в Китай второй корабль типа "Адмирал Кузнецов" (1143.5) — "Варяг", ставший там авианосцем "Ляонин". Был разрезан на стапелях атомный "Ульяновск". После долгого стояния "у стенки" списаны все три "океанских" БДК проекта 1174, хотя и построенных по устаревшей концепции, но имевших большие возможности по обеспечению присутствия на дальних рубежах.
На фоне этой "бескровной Цусимы" незамеченным для обывателей прошло списание практически всех кораблей управления.
Воздух и управление
На этом фоне закупка "Мистралей" была призвана закрыть три основных "пробела" ВМФ России — дать нормальное "транспортное средство" для морской пехоты, способное обеспечить долговременное присутствие воинских контингентов в отдаленных районах без баз, обеспечить авиационную поддержку — помимо редко выходящего в море "Адмирала Кузнецова" и его стареющего авиакрыла, и, наконец, дать флоту полноценные корабли управления.
Иногда их презрительно называют "адмиральскими яхтами", между тем проблема глубже, чем кажется — штаб соединения на боевом корабле (крейсере, эсминце, БПК) делает этот корабль небоеспособным, "реквизируя" для своих нужд системы связи и оборудование главного командного пункта. "Мистраль", изначально оборудованный в том числе для целей управления, этой проблемы лишен.
Воздушную поддержку операций морской пехоты или сил спецназначения российский "Мистраль" будет обеспечивать российскими же вертолетами, и здесь неожиданно Россия становится лидером. "Ударную" функцию планируется возложить на Ка-52К, палубный вариант известного боевого вертолета, и на сегодняшний день, это, судя по всему, самый совершенный ударный вертолет корабельного базирования.
Мировой лидер — корпус морской пехоты США, — по-прежнему использует глубоко модернизированные варианты легендарной "Кобры", AH-1. Британские военные в условиях жесточайших бюджетных лимитов вынуждены обходиться периодическим базированием на своих вертолетоносцах сухопутных "Апачей". И французы при необходимости используют на "Мистралях" сухопутный "Тигр" без адаптации его к корабельному базированию.
На этом фоне "оморяченный" Ка-52К заметно выигрывает — специализированный вертолет куда лучше переносит тяжелые условия морского базирования (соленость и влажность) при полном сохранении боевых возможностей.
Пока Ка-52К проходит испытания, а в 2014 году флот планирует заключить контракт на поставку 32 машин для первых двух "Мистралей" и учебных частей. Уже звучали идеи о возможности углубить сотрудничество с Францией, предложив ей эти вертолеты. Сегодня это уже не кажется чем-то несбыточным — Франция строит для России вертолетоносцы, на космодроме во французской Гвиане запускаются российские ракеты-носители "Союз". Почему бы российскому вертолету не прописаться на палубах французских "Мистралей"?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции