Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.
Что это — случайность или начало долгожданного очищения не очень здоровой атмосферы? Если приглядеться к показателям рейтинга внимательнее – ни то, ни другое.
В рейтинге, подготовленном экспертами РИА Рейтинг на основании данных Росстата, по-прежнему лидируют города с высокой концентрацией добывающей и обрабатывающей сырье промышленности, а также мегаполисы с огромным количеством автомобилей. С помощью контроля над выбросами предприятий и машин здесь можно только стабилизировать качество воздуха, а чтобы очистить его до здорового уровня, требуются совсем другие меры.
Что портит воздух в российских городах
Судя по рейтингу, очевидных загрязнителей городской атмосферы в России два – промышленность и автотранспорт. В этом наша страна не оригинальна, те же источники главным образом портят воздух и в остальном мире. Интереснее другое — какая именно промышленность не дает свободно дышать российским горожанам. Ответ здесь прост – прежде всего та, которая имеет в определении слово "добывающая".
Например, у абсолютного чемпиона страны по загрязненности атмосферы Норильска это горно-металлургический комплекс по добыче и переработке цветных металлов (мели, никеля, кобальта) с сопутствующими для данной отрасли бонусами в виде технической серы и серной кислоты.
Вообще в 31-м городе из ста, включенных в рейтинг, ситуация с атмосферным загрязнением за последние два года усугубилась, где-то на единицы процентов, а где-то почти вдвое. Но абсолютный рекорд по процентному ухудшению качества воздуха принадлежит небольшому (110 тысяч населения) городу Ноябрьску, что на Ямале.
Здесь городская атмосфера стала на 89,5% грязнее, чем два года назад, и это никак не отнести на счет резко увеличившегося автопарка нефтяников. Автомобильные выхлопы в Ноябрьске составляют 20,2%, в общем объеме выбросов, что гораздо ниже среднего показателя рейтинга. Выходит, что дурно влияет на атмосферу в Ноябрьске сама нефтедобыча и то, что ей сопутствует.
Роль выхлопной трубы в дыхании человека
С автотранспортом ситуация не столь очевидная, какой может показаться на первый взгляд.
В мегаполисах доля автомобильных выхлопов составляет для Москвы — 93%, для Санкт-Петербурга — 86%. Качество городской атмосферы за два года ухудшилось в столице на 4,4%, а в Питере – на 14%. Очень похожие показатели по Екатеринбургу и Воронежу. Вероятная причина — увеличение количества машин на улицах и, соответственно, больше пробок, в которых водители чаще газуют.
Но в Нижнем Новгороде, Саратове, Краснодаре доля автомобильных выхлопов столь же значительна, однако воздух там за два года стал немного чище. И таких городов в рейтинге заметно больше, чем тех, где в последние два года стало труднее дышать.
Вероятно, в городах с прояснившейся атмосферой происходили другие изменения, например, закрывались какие-то особенно дурно пахнущие производства или их выбросы начали контролировать.
Эта общая тенденция не может не радовать, но для Москвы и Санкт-Петербурга она, к сожалению, не работает. Тут автотранспорт — совершенно очевидная и главная причина плохого качества атмосферы. Слишком много машин.
Вдох грязи на душу населения
В двух главных российских мегаполисах, занимающих в рейтинге мало почетные второе и третье места после Норильска, много не только автомобилей, но и людей. По официальной статистике здесь живет и, соответственно, дышит больше 15 млн человек (а на самом деле даже больше).
Легко подсчитать, что ровно столько же — 15 млн с хвостиком — живет и дышит в 25 других российских городах, занимающих верхнюю четверть рейтинга (с первого по 27 место с пропуском в нем Москвы и Питера).
Таким образом, вместе со столичными жителями дышат плохим воздухом больше 30 миллионов россиян.
Если же сложить население 25 городов из нижней четверти таблицы рейтинга, то есть тех, где воздух более или менее чистый, то там наберется мене 6 млн человек. То есть в пять раз меньше.
Иными словами, если считать живых людей, а не административные единицы — "города", то ситуация выглядит гораздо драматичнее. На каждого горожанина, дышащего более или менее чистым воздухом, приходится пять человек, изо дня в день вдыхающих воздух, который минимум в три, а максимум в 60 раз грязнее.
Выборка городов в рейтинге достаточно представительна как по географии, так и по типу населенных пунктов. Поэтому с большой долей вероятности можно предположить, что такая ситуация характерна для всего городского населения нашей страны.
Где глотнуть чистого городского воздуха
С Норильском, где уровень загрязнения воздуха на порядок выше, чем в среднем для остальных городов в рейтинге, все ясно. Тут либо закрывать весь полиметаллический бизнес (что, мягко говоря, мало вероятно), либо работать вахтовым методом – постоянно жить здесь вредно.
Что касается других городов, то меры по исправлению ситуации с воздухом для них очевидны. Сокращение промышленных и автомобильных выбросов в атмосферу и максимальное озеленение городской среды.
О том, что подобные меры эффективны, косвенно свидетельствует и данные рейтинга. Во многих промышленных городах рост загрязнения воздуха затормозился, а в таких, как Асбест, Липецк, Новокузнецк, Уфа, Воркута, Сургут, атмосфера даже немного просветлела.
Но это относительные показатели (по сравнению с тем, что тут было два года назад), по абсолютным же показателям воздух в этих городах по-прежнему в среднем в три раза грязнее и опаснее, чем, например, в Тамбове, Вологде или Орле.
Контроль над выбросами предприятий и автомашин может лишь стабилизировать ситуацию, коренным образом изменить ее в лучшую сторону он, похоже, не в силах. Изменить ее для себя лично может только сам человек.
В Москве воздух всего лишь два раза чище, чем в Норильске. Но сюда люди едут и едут со всей страны, не пугаясь этого. Почему — все знают. Потому что здесь все перебивает запах больших денег.
Пусть ехали бы сюда только взрослые люди, в конце концов, это их выбор — чем дышать, Но тем же воздухом дышат и их дети, которые эту атмосферу для себя не выбирали. Конечно, морализаторством тут не поможешь. Предприятия должны работать, финансовые потоки требуется обслуживать, людям надо зарабатывать на жизнь.
Тем не менее, если степень централизации нашей экономики не снизится, то очистить воздух в мегаполисах будет крайне сложно. Останутся только промышленные выбросы, сладить с которыми административными методами все-таки легче, чем с живыми людьми.
Думаю, мой вывод не стал для вас неожиданным: чем меньше централизация экономики и финансов, тем легче дышать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции