Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.
Председатель правительства Дмитрий Медведев заверил зрителей своего видеоблога, что прописаться на своей даче смогут только граждане России, использовать же дачи для фиктивной регистрации нелегальных мигрантов не получится.
Этому, по словам премьера, помешает "достаточно сложная процедура" получения постоянной регистрации в Федеральной миграционной службе, которую "никто не отменял".
К этому можно только добавить, что зарегистрироваться у себя на даче будет довольно сложно и самим россиянам. Об этом Дмитрий Медведев тоже, кстати, предупредил.
На какой даче можно прописаться сейчас
Зарегистрироваться на постоянное проживание на даче можно было всегда. Творческая интеллигенция так и поступала еще во времена Советского Союза, предпочитая жить и работать на свежем воздухе, а не в городе. Но прописывали и до сих пор прописывают не на любую дачу.
Дача должна находиться в пределах населенного пункта, а "жилое строение" на дачном участке должно соответствовать строительным ГОСТам и нормам "жилого помещения". Если дом не удовлетворяет этим нормам, в него не прописывают.
Большинство же отечественных дачников не подпадает даже под эти ограничения, так как имеет домик не на дачном участке, а на одном из двух других разновидностей "6 соток": либо на "огородном земельном участке", либо на "садовом земельном участке".
Закавыченные названия – не просто словосочетания, а юридические термины, что имеет далеко идущие последствия для владеющих ими граждан. С практической точки зрения разницы между огородниками и садоводами не нет – дача, она и есть дача, выращиваешь ли у себя на сотках овощи или овощи вместе с фруктами. "Огородникам" на своем участке закон разрешает возводить только "некапитальное жилое строение или иные хозяйственные сооружения". "Садоводы" могут строить "жилое строение", но "без права регистрации проживания в нем".
Выходит, что прописаться у себя на даче не могут ни те, ни другие.
Как дачники боролись за прописку
Столь явная сегрегация единого племени дачников на имеющих право прописки и не имеющих такового давно вызывала у них законное возмущение. Они упорно пытались отстоять свое право жить на даче, как в городской квартире, вне зависимости от своего огородно-садового клейма, обращаясь в суды разных инстанций, пока в 2008 году жалоба некоего дачника А.В.Воробьева не дошла до Конституционного суда РФ.
Дачник Воробьев усматривал несоответствие Конституции России второго абзаца статьи 1 федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", где говорилось о запрете прописки в жилом доме на садовом участке. Конституционный суд с Воробьевым согласился.
В дачных кругах возник ажиотаж. Дачники не верили своему счастью и спрашивали юристов, неужто им наконец можно прописаться на своей "фазенде". Юристы терпеливо им разъясняли, что раз Конституционный суд разрешил, значит, можно – но только через суд. А тем, кто не хочет судиться, нужно немного подождать, максимум полгодика, до того момента, когда будут внесены соответствующие изменения в законодательство.
Ждать пришлось пять лет.
Что обещает дачникам правительство
25 июня этого года на сайте правительства появилось сообщение о том, что комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила законопроект, разработанный Минрегионом России: "О внесении изменений в Федеральный закон “О садовых, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Законопроект уравнивал в правах на прописку дачников и садоводов (про огородников он умалчивает), и сделано это было Минрегионом просто и изящно. Из закона убирают разные определения дачных "строений" для разных типов 6 соток. На дачных и на садовых участках будет только один тип жилого строения – "индивидуальный жилой дом".
Логика законопроекта состоит в следующем: раз дом жилой, значит, в нем можно жить, а раз можно жить, то можно в нем и прописаться, тем более что дом не чей-нибудь, а индивидуальный, то есть существует конкретный индивидуум, которому этот дом принадлежит (а значит принадлежит и законное право самому прописаться в своем доме и прописать туда того, кого он хочет).
Опять среди дачников возник ажиотаж. И юристы опять начали разъяснять им разницу между законопроектом и законом (он еще не принят Госдумой, не одобрен Советом Федерации и не подписан президентом). Также юристы обращают внимание дачников на ключевое слово в данном законопроекте – "жилой", а также на другие тонкости, которых в законопроекте нет, но наверняка появятся в подзаконных актах, когда закон будет принят.
К чему должны быть готовы дачники
Дачный домик должен быть "жилым, то есть пригодным для постоянного проживания". Как это определить, на основании чего? Законодательных критериев масса – от соответствующих статей Жилищного кодекса до соответствующих постановлений правительства. Но в реальной жизни все сводится к поэтажному плану БТИ. Выдаст вам БТИ такой план, который будет соответствовать всем нормам жилого помещения – прописывайтесь на здоровье.
Если у вас имеется почтовый адрес.
Адрес и есть та тонкость, которой нет в законопроекте. Для нее потребуется подзаконный акт, потому что без адреса никак нельзя давать постоянную регистрацию. Как государство будет вести диалог с гражданином, если у него нет адреса, по которому к нему можно обратиться?
Хорошо, если ваш "домик в деревне" находится там не в фигуральном смысле, а в географическом, на такой-то улице такой-то деревни. А если нет? Тогда вам потребуется адрес. Как его организовать в чистом (бывшем колхозном или совхозном) поле или в лесу? Только через суд. Или подождать подзаконный акт, где этот вопрос будет утрясен.
А в том, что "резиновых дач" по аналогии с "резиновыми квартирами" у нас не будет, никто и не сомневается. Поэтажный план БТИ и точный почтовый адрес любой дачи помогут органам ФМС за этим строго проследить.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции