Алена Солнцева, спецкор "Московских новостей", для РИА Новости.
Конфликт вспыхнул мгновенно – музейщики очень болезненно реагируют на все, что грозит целостности сложившейся коллекции. Антонова проиграла. После чего в кулуарах стали обсуждать, что это значит, в чем цель интриги (а в интриге мало кто сомневался), и не значит ли это, что Ирину Антонову хотят отстранить от руководства музеем.
Новое назначение
Более того, в последние годы ее активность даже возросла: пробивала проект "Музейного квартала", заняла должность главного куратора федеральных музеев, продвигала идею воссоздания музея Западноевропейского искусства в Москве…
И вот внезапно пришло сообщение о новом назначении – директором ГМИИ становится Марина Лошак, а Ирина Антонова теперь будет занимать почетную должность президента, где ее решения становятся уже не решающими, а лишь рекомендательными.
Отставка Ирины Антоновой: причины и комментарии экспертов в обзорном материале РИА Новости >>
Очень дипломатично и сдержанно высказывается и Марина Лошак, которая сама пока не встречалась с Ириной Александровной, но уверена, что решение об уходе принято лично Антоновой, и никаких других причин, кроме желания Антоновой, для него не было.
Конечно, есть закон, ограничивающий для госслужащих срок пребывания на руководящей должности, но вряд ли это касается такой воистину легендарной гранд-дамы, как Ирина Антонова, недавно отметившей свое 91-летие.
Другое дело, что беспрецедентно длинный срок ее директорства (вроде бы был один директор "Метрополитена", который возглавлял этот частный музей в течение аж 22 лет), сам по себе достойный книги рекордов, вряд ли так уж полезен для музея. Дело не только в том, что времена меняются.
Легенда Пушкинского музея: 5 знаменитых выставок Ирины Антоновой >>
50 лет одиночества
Теперь она сама выбрала себе преемника. Это понятно, трудно отказать такому человеку, начавшему работать в музее в то время, когда большинства нынешних руководителей еще и на свете то не было.
Кроме того, никто не скажет, что Антонова плохо выбрала – кандидатура Марины Лошак вызывает уважение у всех, кто о ней слышал (и даже у тех, кто не слышал, как народный художник Шилов, сообщивший радиостанции "Эхо Москвы", что Лошак он не знает, но уверен, что все будет хорошо).
Однако сама Антонова до того, как заняла пост директора, работала в музее 16 лет, знала его изнутри. Понятно, что место это она заняла в особое время, в оттепель, когда казалось, что все в стране изменится, что нужны новые молодые кадры.
Сейчас как раз с кадрами довольно плохо. Говорят, что кандидатуру Марины Лошак предлагал еще Михаил Швыдкой в бытность свою министром культуры. Но тогда смену вех не удалось произвести.
Список кандидатур на должность директора ГМИИ постоянно пополнялся новыми именами. Сменилось немало заместителей, которые через некоторое время уходили в другие музеи. Кто-то оставался в ГМИИ и постепенно растворялся в повседневном процессе.
Личность Антоновой – яркая и сильная, кто же спорит, но то, что за пятьдесят с лишним лет никто не появился рядом, не стал известен, не взял хотя бы часть работы в свои руки – тоже не вполне благополучный симптом.
Неожиданная честь
Но она узнала о том, что ей выпала такая честь, по ее собственному признанию, незадолго до принятого решения. Всего год назад она заключила договор с московским Департаментом культуры и возглавила выставочный комплекс "Манеж" с тремя большими площадками. Я разговаривала с ней тогда, и у нее были очень большие и амбициозные планы по созданию в Москве выставочной площадки нового типа для современного искусства.
Странно и то, что у той же Марины Лошак вряд ли уже есть свое понимание будущего ГМИИ. Скорее всего, ее и пригласили вовсе не для того, чтобы развивать музей в каком-то конкретном направлении, а просто для поддержания порядка, как хорошего менеджера с редким набором полезных качеств.
Ведь не было никакого конкурса, соревнования проектов, согласования планов – решения принимались в кулуарах, и стремление гладко и без эксцессов передать власть над музеем из одних рук в другие явно было главным стимулом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции