Рейтинг@Mail.ru
Классик Таганки и вечный Бумбараш… Ушел Валерий Золотухин - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Классик Таганки и вечный Бумбараш… Ушел Валерий Золотухин

Читать ria.ru в
Мужество Золотухина в том, что он до конца оставался автором своей судьбы, в которой все было окрашено радостным удивлением перед жизнью, подчеркивает Алена Солнцева.

Алена Солнцева, спецкор "Московских новостей", для РИА Новости.

Сообщение о смерти Валерия Золотухина никого врасплох не застало, он уже несколько дней был на грани жизни, но как будто его держало что-то.   Если бы можно было предположить такое: он ждал, как решится вопрос с театром на Таганке, который он возглавлял в последний год.

Биография Валерия Золотухина >>

Золотухин был сильно болен и, конечно, не должен был ничего возглавлять, а уж тем более браться за такое нервное и  тяжелое дело, как руководство театром, но  взялся – от сознания, что нужно срочно спасать ситуацию. 

Он сам себе удивлялся в интервью одной из московских газет: "Зачем ты это все взвалил на себя?" И продолжал: "Поскольку это воля коллектива, который остался в самый неподходящий момент без своего руководителя, да и потом я же проработал тут 48 лет, и репертуар, который надо беречь, и так далее. Я сначала согласился на два месяца, потом меня попросили остаться на год. Чем это все закончится – непонятно".

Сейчас совсем не время разбираться, отчего да почему так сложилось, что самый яркий и талантливый коллектив конца 60-х оказался в результате источником бесконечных конфликтов. Но спасибо Валерию Золотухину за то, что он на время прикрыл собой театр — в очень сложный момент.

Ведь разговоры о том, что Юрий Петрович Любимов может запретить играть спектакли, в которых он являлся не только режиссером, но и автором текста, пошли уже тогда. Но пока директором оставался Золотухин,  спектакли шли. 

В последние годы у него было много занятий. Он писал книги, играл в театре и еще в антрепризе, и он снимался в кино. Сыграв небольшую, но очень выразительную роль отца вампира в фильме Тимура Бекмамбетова "Ночной дозор", Золотухин продемонстрировал такой высокий класс современной актерской техники, оказался таким обаятельным и точным, что во втором фильме режиссер сознательно увеличил  эту роль. 

Творческий путь Валерия Золотухина >>

С тех пор его постоянно приглашали сниматься. А ведь долгое время казалось, что его актерская судьба уже не принесет сюрпризов. В 90-е годы и ролей в кино было мало, и те, что были,  оставались незамеченными.

Вообще-то, если разобраться, больших киноролей у Валерия Золотухина было немного. Очень популярен он стал после картины "Бумбараш" 1971 года, а до того первые утешения славы он получил, сыграв милиционера Сережкина в фильме "Хозяин тайги" (1968). Хотя, если быть честным, фильм этот, где Золотухин сыграл доброго, хорошего парня, а его друг Владимир Высоцкий – парня плохого, злого, в общем-то, не слишком  удачный.  И, конечно, внимание к себе он привлек именно этими двумя актерами.

К тому же Высоцкий там немного пел и играл на гитаре… Так что до сих пор у фильма есть поклонники, несколько лет  назад Золотухина даже пригласили в Красноярск специально на открытие ресторана "Хозяин тайги"…

Зато "Бумбараш", снятый  в неожиданном для советского кино жанре ироничной музыкальной  комедии, народного лубка,  стал классикой, вошел в число  лучших советских фильмов. Хотя, казалось бы, ничто не предвещало. 

Снят фильм был на студии Довженко, от которой, в общем, тогда не ждали ничего особенного, режиссеры, над картиной работавшие – Абрам Народицкий и Николай Рашеев — с тех пор ничего подобного так и не сняли, да и до "Бумбараша" особых  побед у них не было.

Однако — и, конечно, благодаря Валерию Золотухину в первую очередь, но и песням Юлия Кима тоже, а также отличным диалогам сценариста Евгения Митько — фильм стал любимым для многих поколений. 

6 ролей и 7 фильмов Валерия Золотухина >>

Но для актерской судьбы Золотухина образ этого веселого народного героя  оказался не только звездным часом, но и в некотором смысле препятствием, заслонив для кино его прочие возможности.  

Яркая комедийность, умение держать форму, невероятная органика в сочетании с простецкой внешностью, музыкальность,  пластичность —  все это было у Золотухина, никуда не делось, но не оказалось такой драматургии, таких характеров, чтобы чудо Бумбараша повторилось еще раз.

Однако актер не унывал – ну, или не показывал виду. Много работал в театре, после молодых замечательных ролей – Водонос в "Добром человеке из Сезуана", Глебов в "Доме на набережной", Кузькин в "Живом" — уже после возвращения Любимова в 1989 году совсем неожиданно сыграл в "Пире во время чумы", спектакле по пушкинским "Маленьким трагедиям", Дон Гуана (и еще три роли) и Живаго  в одноименном спектакле. А совсем недавно — главную роль  в постановке Кшиштофа Занусси "Король умирает". Самостоятельно делал моноспектакли.

Начал писать: книгу о репетициях спектакля «Живаго»  и  расколе труппы на Таганке, "Секрет Высоцкого" — о своем близком друге, воспоминания, сказки. Всего у него вышло 17 книг. Мемуары, дневники, проза.

Про себя он одно время с некоторой грустью и иронией говорил так:  "Теперь у меня все больше и больше свободного времени. В кино не зовут. В театре я постепенно выхожу из игры. Не потому, что меня теснит молодежь, а так, волею обстоятельств и собственной лени, я оказываюсь незадействованным то в одном спектакле, то в другом. По вечерам в своем театре я теперь чаще стою у "прилавка", чем на сцене. Продаю свои книжки, торгую своим прошлым. В семи случаях из десяти их покупают потому, что там про Высоцкого. Ни одного концерта, ни одной встречи, чтобы меня не попросили прочитать или спеть что-нибудь из Высоцкого или рассказать о нем. Он меня кормит в прямом, камбузном смысле этого слова. Словом — кормилец. Всякий день начиная с молитвы среди икон, дорогих моему сердцу образов и книг (и Астафьева тоже), я вижу гипсовый лик Высоцкого, посмертную маску под номером III, подаренную мне художником Юрием Васильевым. Я разговариваю с ним. Двадцать семь лет без Высоцкого — и ни дня без него. Жизнь — послесловие, так выпало по судьбе. И я не ропщу".

Мужество Золотухина в том, что он, в сущности не получавший особой зеленой улицы удачи, остался автором своей судьбы, в которой все – начиная с преодоления детского увечья, кончая борьбой с болезнью в последние годы,  было окрашено радостным удивлением перед жизнью.  Был не простым человек, не гладким, но очень живым. Очень жадным до эмоций, до чувств. Очень ярким.

Интерес к нему как к личности в последние годы  был даже больше, чем как к актеру. Он был человек-театр. Очень своеобразный театр, другого такого нет и не будет.

А театр на Таганке, куда он пришел в 1964 году двадцатитрехлетним молодым актером, и в котором  провел всю свою жизнь, будет отмечать юбилей без еще одного легендарного участника.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала