Оксана Полищук, обозреватель РИА Новости.
Мы привыкли считать Соединенные Штаты "государством номер один", пытающимся диктовать большинству стран мира свои условия и устанавливающим правила игры в мировой экономике. И пока Америка для всех такой и остается. Пока. Но сегодня та ли это Америка, к которой привык мир? Какой страной управляет 44-й президент США Барак Обама и его администрация?
Локомотив сломался
Долгие годы Соединенные Штаты были локомотивом мировой экономики. Однако 2008 год и последовавший за ним период показали, что "что-то идет не так" – после сильнейшего кризиса американская экономика восстановиться пока не смогла.
К счастью, не повторилась Великая депрессия. Имевшая место "Великая рецессия" практически закончилась, но говорить о восстановлении экономики США пока еще очень рано.
Кроме того, давно сломалась знаменитая американская машина по созданию рабочих мест. Уровень безработицы в США в декабре прошлого года составлял 7,8%.
Во многом это связано с тем, что большинство американских производителей предпочитают пользоваться дешевой рабочей силой за пределами страны. Сейчас можно с уверенностью утверждать, что основные американские рабочие места расположены в Китае, других странах Юго-Восточной Азии, а также в Латинской Америке.
Пока роль доллара как главной мировой валюты помогает американцам финансировать свое государство за счет других стран, но вечно так продолжаться не может. Рано или поздно американскому правительству необходимо будет либо поднимать налоги, либо сокращать расходы. Однако, скорее всего, придется делать и то и другое.
Хотя, следует признать, что США все еще являются государством номер один в мире.
Неверный путь
Одной из отличительных черт американской нации, наряду с патриотизмом, был оптимизм. И если первый все еще силен, то второй в последние годы был растерян. Об этом свидетельствуют результаты многочисленных опросов общественного мнения.
Согласно имеющимся данным, около 70% американцев уверено в том, что "страна идет не тем путем". Кроме того, 55-60% участников различных исследований убеждены, что лучшие времена Америки прошли, и что их дети будут жить хуже, чем они. Это очень нетипично для американского оптимизма.
Четыре года назад Обама, отдающий себе отчет в том, что происходит в стране, пришел к власти с тем, чтобы найти выход из кризиса. Кое-что ему удалось – предотвратить "Великую рецессию", начать вывод войск из Ирака и Афганистана. Но в целом проблемы не решены. Что, естественно, не прибавляет американцам веры в будущее.
Партии уже не те
Оплот американской демократии – Республиканская и Демократическая партии также претерпели изменения. Составной частью системного кризиса в США является невиданный доселе политический раскол.
В политической системе координат отсутствует прагматический центр. Республиканская партия сейчас демонстрирует все оттенки консерватизма. При этом Демократическая партия тоже изменилась, являя миру исключительно оттенки либерализма – левые, полулевые, центристские левые.
Идеологическое противостояние республиканцев и демократов приводит к тому, что ни по одному серьезному вопросу политические партии не могут договориться.
Кстати, авторы хорошо известной россиянам "поправки Джексона-Вэника" – Генри Джексон и Чарльз Вэник были демократами, а не республиканцами, как можно было бы подумать, глядя на те решения, которые сейчас принимаются американскими парламентариями.
Демографический фактор
Изменился и демографический состав населения США. Белые американцы по-прежнему являют собой большинство, однако уже не подавляющее. Так, согласно данным переписи населения 2010 года, число белых американцев составляет 63,7%. При этом 12,2% составляют чернокожие американцы, 16,4% – выходцы из Латинской Америки и 4,8% – азиаты. Еще порядка 2,5% распределяются между индейцами, гавайцами и представителями других национальностей.
Кстати, по мнению представителей Республиканской партии, соперник Обамы, республиканец Митт Ромни проиграл последние президентские выборы только по одной причине – за него проголосовало слишком мало выходцев из Латинской Америки, так называемых "hispanics" – всего 27%. Остальные голосовавшие из этой категории избирателей отдали свои голоса Обаме.
При этом за Ромни проголосовали 65 % принимавших участие в выборах белых американцев. Раньше этого было достаточно, чтобы одержать победу на выборах.
Показательно, что в ходе нынешней избирательной кампании среди сторонников Ромни было 92% белых граждан США. Среди сторонников Обамы – только 56 %.
При этом очевидно, что hispanics, а также представители других общин активно поддержали Обаму не столько из-за неприязни к республиканцам, сколько из-за того, что они, в отличие от нынешнего президента, не предложили иммигрантам ничего перспективного, кроме малопривлекательного лозунга о депортации находящихся в США нелегалов.
Если учесть, что это, по разным данным, от 5 до 12 миллионов человек, то предложение является и оскорбительным для иммигрантов, и нереальным с точки зрения претворения его в жизнь.
Обама же предлагает амнистировать тех нелегалов, которые уже давно живут и работают в США и у которых там родились дети.
Семья и религия
Американцы всегда высоко ценили семейные устои. Однако и у института американской семьи сейчас наблюдается серьезный кризис – молодые люди предпочитают не вступать в брак и иметь свободные отношения, возросло число семей, где ребенка воспитывает мать-одиночка. Только 53% совершеннолетних американцев сейчас состоит в браке.
Данный показатель еще ниже среди чернокожих американцев, он составляет всего 30%. А среди испаноговорящих американцев (среди которых, по идее, чрезвычайно сильны католические традиции!) 47% детей воспитываются матерями-одиночками. Кроме того, проблемы подростковой беременности и ранних родов наиболее часто возникают именно в латиноамериканских общинах.
Произошли изменения и в религиозной сфере. В американском обществе резко падает доля протестантизма. Более того, 20 процентов американцев заявляют о том, что они неверующие, что еще каких-то пару десятилетий назад, особенно в американской глубинке, считалось бы дурным тоном.
Кстати, в новом составе конгресса – только около половины протестантов. Зато в нем есть два мусульманина, один буддист, пять православных и один вообще неверующий.
Некоторые аналитики полагают, что происходящее сейчас в американском обществе можно назвать "сексуально-политической революцией". Общество уже привыкло к женщинам в Сенате (в нынешнем его составе 20 представительниц прекрасного пола). Однако в этот раз в Конгресс открыто избрали 12 гомосексуалистов и лесбиянок и даже сенатора-бисексуала. В шести штатах прошли референдумы о признании однополых браков.
Если добавить к этому дебаты о возможности относительно свободного употребления марихуаны и не менее спорные предложения о применении с согласия больного эвтаназии, то мы получим совершенно непривычное с точки зрения морали и нравственности американское общество.
Не понимать этого Обама и члены его администрации не могут. Возможно, еще и поэтому все силы нынешней администрации будут направлены не столько на внешнюю политику, как это было, например, во время пребывания в Белом Доме Джорджа Буша-старшего, сколько на решение дел внутри страны. Ведь социальные проблемы отнимают у руководства государства не меньше сил и средств, чем ведение внешних войн.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции