Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить

Какая судьба ждет российские "Мистрали"

Константин Богданов
Что такое "Мистраль", какие аргументы были в пользу закупки вертолетоносцев во Франции, нужен такой корабль ВМФ или нет... Комментарий Константина Богданова.

Константин Богданов, обозреватель РИА Новости.

Минобороны РФ, по сведениям газеты "Ведомости", намерено отказаться от постройки двух из четырех кораблей типа "Мистраль". Источники в военном ведомстве пока молчат, кораблестроители утверждают, что ничего не знают об отмене действующих соглашений, и контракт, по их информации, остается в силе.

В чем проблема с этими скандальными "Мистралями"?

О каких контрактах речь?

Соглашение на строительство "Мистралей" для ВМФ России было подписано в июне 2011 года. По контракту ценой в 1,2 млрд евро два корабля типа "Мистраль" ("Владивосток" и "Севастополь") будут построены во Франции. В виде опциона прилагалась постройка еще двух вертолетоносцев, уже на российском Севмаше и с большей степенью локализации (до 80%). Для сравнения: "Владивостоку" запланированы лишь 20% российских комплектующих. Именно от этого опциона, по данным "Ведомостей", якобы и намерено отказаться военное ведомство.

Что такое "Мистраль"?

"Мистраль", согласно отечественной флотской терминологии, принято именовать "универсальным десантным кораблем" (УДК). (Иногда его обозначают "десантно-вертолетным кораблем-доком" (ДВКД), что неверно.) На Западе эта градация неизвестна, и во французской классификации корабли носят название "Bâtiments de Projection et de Commandement", что можно перевести по смыслу как "командный корабль экспедиционных сил".

Это довольно крупный, неказистого вида корабль со сплошной полетной палубой, способный нести ударные и транспортные вертолеты (для российских кораблей выбрана схема 8 Ка-52К + 8 Ка-29) и десантное подразделение размером с классический усиленный батальон морской пехоты (от 450 до 900 человек – в зависимости от срока переброски).

Умеет "Мистраль" многое: перевозить и высаживать десант, эвакуировать мирное население, обеспечивать работу ударных вертолетов на удалении от баз, служить импровизированным кораблем снабжения флотских соединений. На корабле установлены мощнейшие комплексы связи и управления, а также масса свободного места, что позволяет использовать его как штабной. Там же размещен штатный госпиталь на 69 коек с двумя оснащенными операционными, что дает еще один функционал – госпитальное судно. Не говоря уже о совмещении этого с гуманитарно-эвакуационными возможностями.

Каковы были аргументы в пользу закупки корабля во Франции?

В основном, помимо общего пожелания быстро нарастить корабельный состав флота, аргументы сводятся к тому, что французская сторона передает российской новые технологические решения в судостроении. Также подразумевалось развитие опыта международной военно-технической кооперации (именно к такой модели от чистого экспорта или лицензионной сборки оружия постепенно переходит Россия во взаимоотношениях, например, с Индией – одним из ключевых своих партнеров).

Помимо судостроительных новинок, более всего российскую сторону интересовали два компонента. Это боевая информационно-управляющая система SENIT 9 и система связи SIC 21. Последняя особенно интересна тем, что является своеобразным "сетецентрическим коммутатором", способным интегрировать все системы связи в районе нахождения корабля, включая системы связи гражданских властей. Именно попытками заполучить эти системы с документацией и технологиями во многом обосновывались немаленькие траты на четыре корабля.

Состоятельны ли эти аргументы?

Целый ряд экспертов указывает на то, что обоснование закупок "Мистралей" трансфером технологий не выглядит полностью состоятельным. Некоторые позиции вызывают вопросы. Так, в докладе "Россия как импортер вооружений: вызовы и возможности", недавно представленном общественному совету при председателе Военно-промышленной комиссии, указано, что, к примеру, получение технологии винторулевых колонок типа Alstom Mermaid такой целью быть не могло, т.к. это не уникальное, а вполне коммерческое решение гражданского судостроения, и искать его следовало на рынке за меньшие деньги.

Что же касается главного блюда – SENIT 9 и SIC 21 – то, в сущности, как отмечают эксперты, до сих пор нет надежных сведений о том, в каком виде передаются эти системы. Поставляются ли они в полной или в усеченной версии, и если они усечены – то насколько? Передается ли аппаратура как есть, в виде "черных ящиков", или с раскрытием алгоритмов работы и передачей технологии?

То есть такой корабль ВМФ России не нужен?

В том-то и дело, что нужен, хотя это необязательно должен быть "Мистраль". Ничто не мешает развернуть строительство отечественных УДК, благо заметный задел по проблеме остался еще с советских времен. Многофункциональный крупный вертолетоносец, способный выполнять функции десантного, эвакуационного, командного корабля, плавучего госпиталя – это то, что флоту не помешает. А в особенности подойдет возможность использовать эти корабли как плавказармы и подспорье для развертывания передовых пунктов базирования.

Если вспомнить, насколько слабо оборудована вся система базирования отечественного флота (это традиционная проблема России со времен зарождения у нее морских сил), то идея заполучить такой корабль становится весьма привлекательной. И особенно – для Дальнего Востока, в зоне ответственности Тихоокеанского флота, где необорудованность пунктов базирования сочетается со значительной протяженностью защищаемого побережья. К слову, первые два "Мистраля" строятся именно для Дальнего Востока.

Так отказываемся или нет?

Пока представители ОСК подтвердили РИА Новости, что контракт на первые два корабля остается в силе, и сообщили, что об отказе Минобороны от реализации опциона на третий и четвертый корабли им ничего не известно.

Итак, пока можно сказать, что флоту остается два "Мистраля", по следам которых, возможно, будут построены отечественные УДК соответствующего размерного класса и функциональности. О том, какие технологии на самом деле удастся выжать из неподатливых французов при вероятном сокращении объема контракта вдвое, думать и вовсе преждевременно.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Мнение
Обсуждение
6 пользователей оставили 7 комментариев
  • Нет ну полный цирк шапито! Клоуны а не правительство! Сколько своих талантливых инженеров, квалифицированных рабочих, по всяким рынкам и шараш монтаж конторам скитаются, потому,что нет работы с достойной оплатой труда по основной специальности (семьи с трудом кормят), а эти клоуны французских инженеров и рабочих кормить собрались! Ну не цирк ли французы авторитеты в судостроении! Расставили своих тупорылых сватьев да братьев по судстройзаводам, а они по своему скудоумию и принципу-я начальник ты дурак, почти все похерили! Лет этак через 10-15 точно строить совсем некому будет! Захотите локоток укусить, да мимо, одумайтесь пока есть время! Только вам ведь на Россию наплевать, вы тут на вахте, ДЖЕНТЕЛЬМЕНЫ УДАЧИ-украли и слиняли!
    17:35
    21.12.2012
  • Кручу верчу обмануть хочу.
    Сама по себе ситуация с этими Мистралями с начала была тёмная.Для чего выделялись деньги ? Для развития наших отраслей или просто деньги вбухать.России в данный момент прямо немедленно они вообще не нужны.Был бы бывший министр хоть чуть технически грамотный он бы знал ,что корабли такого класса можно применять лишь в мирное время.В боевых действиях ни пользы,ни эффекта они не дают.Их потопят без проблем.За такие деньги вполне можно было разработать самим не спеша но качественно и более серьёзные корабли.С перспективой на будущее к примеру с автоматическими роботизированными комплексами сверхзуковой доставки людей ,грузов,катапультируемых автоматических комплексов обороны или роботов диверсантов в гущу боевых дейсвий.Или хотябы оснастили корабельные заводы по поледнему слову техники и то пользыбыло бы больше.Не уж то так трудно вложиться и самим разработать всю эту связь и электронику,и уже не только для одного типа корабля.Ведь в Майкрософт,Гугле и небось в Мистрале наши же соотечественники работают.
    18:58
    21.12.2012
  • Нашим бы КБ и заводам эти деньги,и дураку понятно,что в боевых условиях это мишень-вертушки даже подняться не успеют(самоходные баржи с наворотами),вооружённые силы не мебельная фабрика господин бывший министр.
    22:25
    21.12.2012
  • Да, действительно цирк. А вся выгода этого цирка очевидна - примитивнейший откат! Тоже самое с закупкой итальянских броневиков, имеющих только одно преимущество по сравнению с отечественными - более высокую цену. Именно эту "эффективность" по видимому имел ввиду Медведев, называя этого пройдоху "эффективным министром"
    13:09
    23.12.2012
  • За исключением навигационного оборудования,Российский ВПК сам способен строить корабли и ничем не хуже франции.Мне посчастливилось быть свидетелем работы корабелов Сормово .И их работа достойна всякой похвалы.За эти деньги они постоят не 2 , а 3 судна.И не надо забывать,что франция член НАТО и какой сюрприз она подложит в корпус судна будь то румпельное отделение или шахта лага не известно.
    19:38
    23.12.2012
  • Ув господа, какой дурак вам будет выкладываль детальную информацию о контракте (многое оборудование и технологии засекреченны! На мой взгляд покупкой мистралей убивались три зайца, первый это технологии, второй завуалированная финансовая помощь Франции (единственный вменяемый и более-мение дружелюбный к России член НАТО) и решение проблемы с плав базами Дальнего Востока!
    19:46
    14.01.2013
  • Алексей Горичев, авианосей мишень еще больше а пропробуй потопить!! Апо поводу денег и местных кулибиных то работой они загруженны лет на 10 вперед!! Лижбы они ее делали вовремя и качественно! Для России сумма за мистрали не есть че-то- очень оргромным!
    19:56
    14.01.2013

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.