Константин Богданов, обозреватель РИА Новости.
Американский сенат единогласно одобрил запрет военному ведомству США заключать сделки с российским торговым посредником – компанией "Рособоронэкспорт". Ранее, в июле 2012 года, это решения одобрила нижняя палата Конгресса. Что означают принятые решения, чем они вызваны и к чему могут привести?
Отказались ли США от военно-технического сотрудничества с Россией? Нет, пока не отказались: решение Сената еще может заветировать президент Обама. Кроме того, необходимо отметить еще два момента. Во-первых, как такового заметного военно-технического сотрудничества между Москвой и Вашингтоном не ведется (важное исключение см. ниже). Во-вторых, санкции наложены на конкретную компанию, а не на вид деятельности, что оставляет возможность скорректировать исполнение критически важных сделок.
Уникально ли решение Сената? Нет, ничего уникального в нем нет. Российские оборонные компании регулярно попадают под американские санкции. Так, предыдущий раз "Рособоронэкспорт" испытал на себе санкции в 2008 году, после войны в Грузии. Сняты они были весной 2010 года.
Чем аргументируют свое наступление сенаторы? Главным образом – сотрудничеством "Рособоронэкспорта" с сирийским "кровавым режимом" Башара Асада. Это чистая правда – по крайней мере, в части сотрудничества: Россия продолжает исполнение оборонных контрактов, заключенных с законным правительством Дамаска.
В чем суть вопроса? Скандал вокруг "Рособоронэкспорта" был катализирован после того, как в 2011 году американские военные решили закупить у России 21 новый вертолет Ми-17В5 для оснащения ВВС Афганистана. До того в Афганистан поставлялись бывшие в употреблении вертолеты того же семейства Ми-8, которые "доставали" в третьем мире мутные фирмы-посредники (как выяснилось в итоге – за деньги, сопоставимые с ценой новых машин). Забавно, что в официальной аргументации сенатских решений сразу после дежурных рассказов о страданиях сирийского народа четко звучит тезис о необходимости перехода к закупкам для афганских ВВС техники американского производства.
Кто пострадает от этого решения? Главным образом – Пентагон, не первый год ломающий голову над оснащением и подготовкой афганских сил безопасности. Ми-8/Ми-17 жизненно нужны в Афганистане, и именно американские военные двигали закупку этих вертолетов российского производства, в то время как оружейное лобби американских конгрессменов и сенаторов било тревогу. Российская сторона (в основном, корпорация "Вертолеты России"), по официальным данным, может потерять не менее 375 млн долларов. Потери собственно "Рособоронэкспорта" из-за неполучения посреднической премии оценить сложнее, в основном в силу отсутствия информации о ее реальных размерах.
Чем дело может кончиться? В сущности, вопрос сводится к тому, будет ли наложено вето на решение Сената в жесткой форме или в мягкой. В первом случае президент Обама попросту завернет присланный ему документ (напомним, он проведен как поправка к закону о военном бюджете), и все останется как есть – вертолеты пойдут в Афганистан через руки Пентагона. Во втором случае санкции будут-таки официально введены, но афганская сделка реструктурируется с включением в нее компаний, не подпадающих под санкционный режим. Возможность полной блокировки афганской сделки не следует сбрасывать со счетов, однако нужно понимать, что такое решение может быть принято только после преодоления мощнейшего сопротивления Пентагона, решающего свои частные задачи в Афганистане, и значительной части нынешней администрации Обамы, настроенной (в определенных рамках) на поддержание хотя бы минимально допустимого уровня конструктивных отношений с Москвой.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции