Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Итак, еще четыре года в Белом доме для Барака Обамы, и никаких республиканцев. Повторения двухтысячного года в США не случилось, хотя и этого тоже сегодня ожидали. Тогда тоже кандидаты шли голова в голову, на следующее утро после дня выборов ничего не было ясно, и днем позже все было подвешено. Это длилось целый месяц!
Тогда решающим стал один штат, Флорида, где устроили пересчет, да еще и с судебными заседаниями. 537 голосов – вот сколько не хватило демократу Альберту Гору, чтобы завоевать Флориду. В итоге, по существующей в США двухэтажной выборной системе, этот штат (то есть все голоса его выборщиков, членов коллегии) достался республиканцу Джорджу Бушу, а с ним и Америка.
Чем то правление кончилось, известно. А чем кончится правление Обамы?
Обама в Белом доме. Что теперь будет с долларом и с США >>
Шторм приближается
Любителям примет предвыборное сходство 2000-го и нынешнего года – просто в радость. Хотя куда сильнее действует другая примета: ураганы, сопровождавшие нынешнюю предвыборную кампанию. Да еще и с драматической концовкой – только-только "Сэнди" смыла два восточных штата США, Нью-Джерси и Нью-Йорк, и вернула предвыборное лидерство Барака Обамы, поскольку он хорошо проявил себя в ликвидации последствий бедствия. Правда, люди там все-таки пошли голосовать. А сейчас США ждут, что на то же восточное побережье вот-вот нападет другой ураган, "Носистер". К чему бы это?
Впрочем, и без примет кто бы сомневался, что Америку, и не только ее, ждет много бурных событий. Потому что мир совсем другой, чем в XX веке. Он сегодня более азиатский (а потом будет, вдобавок, более латиноамериканским и африканским), и всем нам надо подтягиваться и меняться, чтобы остаться собой.
Выбор президента в крупнейшей державе мира, естественно, касается нас всех. Но Америки он касается в первую очередь, поскольку у большой страны – большие проблемы.
Стоит внимания отношение к выборам в США европейцев – классических, западных европейцев. Они в тоске оттого, что Америка всерьез "отплывает" от Европы и занимается собой. Так что и европейцам придется многое менять без оглядки на американских братьев.
В New York Times на эту тему высказался заморский гость – колумнист лондонской "Sunday Times" Эдриан Джилл: Обама потерял Европу, при Ромни или Обаме США и европейцы живут и будут жить не только на других континентах, а на разных планетах. У Америки очень странный выбор друзей и врагов, наши демократии "не соприкасаются", США подняли крепостной мост, закрываясь от хаотичного мира. Барак Обама – по образу мысли "самый европейский" из всех президентов США все эти четыре года – вообще никак не контактировал с европейской политикой. И если в 2009 году он собирал многотысячные толпы в Берлине (и в целом в Европе), то сейчас его фанатов не наберется и на один автобус, поэтому на Старом континенте нынешние итоги предвыборной кампании всем безразличны.
Другой Обама
Получается, непопулярный в Европе Митт Ромни, на взгляд европейцев, не сильно отличается от Обамы? Да, потому что оба, конечно же, понимают, что их задачи сейчас – внутренние.
В ожидании итогов голосования американским политическим аналитикам много писали; самые умные постарались сделать предсказания насчет того, как выглядел бы второй срок Обамы или, соответственно, президентство Ромни. Задача была не из легких, поскольку предвыборная болтовня в США всерьез не воспринимается, а в этот раз оба кандидата были заняты в основном нападками друг на друга. С реальными обещаниями было хуже.
Обама, впрочем, помог делу, сказав несколько слов группе редакторов из Des Moines Register. В ходе кампании как таковой он о планах говорил очень мало. А тут упомянул свою идею, что в случае поражения республиканцы окажутся более сговорчивыми, и перестанут блокировать его любые инициативы, касающиеся иммиграционной реформы, дефицита бюджета, в общем – денег.
А куда деньги следует тратить? Оказалось, что у Обамы есть план: создание новых рабочих мест, развитие чисто американского энергетического сектора, больше инвестиций в образование и переподготовку кадров. И еще – использование денег, которые пока идут на войну в Афганистане, для восстановления инфраструктуры США.
Вывод колумниста "Washington Post": это будет другой Обама.
Да неужели другой? Вообще-то президент и четыре года назад говорил, что Америке нужно обновление не только медицинского обслуживания, но и образования и инфраструктуры.
Так что правы европейцы, подозревая, что обоим участникам нынешних выборов в США не сильно интересны международные дела. Они хотят восстановить, обновить американскую экономику, инвестировать в людей (каждый по-своему), а уж потом думать – строить ли "американский век" во всемирном масштабе.
Явление Ромни
Что касается Ромни, то тут интереснее всего сюжет, касающийся скорее механики американской демократии.
В данном случае эта механика помогла восстановить почти разгромленную республиканскую партию. Ее дела не очень хороши: посмотрим на итоги шедших параллельно выборов в Конгресс, республиканцы не только не вернули себе сенат, а еще и потеряли там несколько мест. И все же кампания породила вполне приемлемого политика национального масштаба.
Известно, что в первое время сама же республиканская "массовка" относилась к Митту Ромни с минимальным уважением. Но это – пока он не выиграл первый тур телевизионных дебатов у Барака Обамы. А до того Ромни прошел дикую, изнурительную встряску: полгода метаться из штата в штат, обдумывать тезисы или, наоборот, отвечать без подготовки и мгновенно… И ведь до того он попросту был никому не известен. А сейчас – фигура. Этого не произошло бы, если бы не "выборный" стимул. Кампании – полезное дело.
Точно как с Обамой, аналитики замечают: Ромни изменился, он начал борьбу, поделив нацию на две части, плохую и хорошую, а закончил обещанием быть "президентом всех американцев". Вывод публики: да, этот – может. Ну, или "тоже может".
Почему это произошло? Возможно, потому, что в течение нескольких месяцев множеству американцев (включая Ромни, да и Обаму) было просто деваться некуда от необходимости всерьез обдумать свои убеждения, в целом и во множестве частностей. А это совсем не пустяк. Это даже важнее, чем избрать того или иного президента.
Конечно, американцы – очень особая нация, вот и европейцы говорят, что США – "с другой планеты". Их выборы наблюдаешь с изумлением. Нация в очередной раз идейно раскалывается ровно пополам – но затем живет как ни в чем не бывало. И еще эта система, при которой голосуют не напрямую, а в два этажа…
Да, система странная, но она хороша, пока американцы, обе половины нации, принимают правила игры.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции