Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Культурная индустрия становится несущей конструкцией национальной экономики, сообщает сегодняшний материал главной китайской газеты "Жэньминь жибао". Парой дней раньше, в той же газете – еще один тезис на ту же тему: если вы хотите одним словом обозначить происходящее сейчас в Китае, то это слово – "инновации". Но если в России "инновации" воспринимаются как нечто научно-техническое, то у китайцев в данном случае подход несколько другой – "рост, основанный на культуре". Культура, порождающая инновации? Именно так.
Главное – уметь скопировать
Перед нами, конечно, чисто политический и предсъездовский материал. Их сейчас много. Китайские СМИ вели себя в последние недели довольно тихо в ожидании того, когда официально объявят дату начала 18-го партийного съезда, на котором будет запущен длительный, на несколько месяцев, процесс смены всей руководящей верхушки.
Но вот дата появилась – 8 ноября, и пошел бурный поток обзорно-аналитических материалов на самые разнообразные темы: борьба с коррупцией в руководстве (главная тема), экономический рост – вернется к прежним рекордам или нет? Но эти дискуссии внешнему миру более-менее известны, а вот разговор о связи между экономическим ростом и культурой – нечто почти неожиданное.
Хотя вообще-то речь не о какой-то новой и безумной идее, а скорее об итогах политики, проводившейся десять лет при покидающем свой пост главе государства – Ху Цзиньтао. Высшее руководство меняется в стране раз в десятилетие, Ху Цзиньтао был предложен на свой пост также партийным съездом в 2002 году, и на нем же среди множества прочих идей прозвучала и эта.
Уже десятилетие назад была очевидна роль Китая как "всемирной фабрики", и тогда же возникла идея, что лучше зарабатывать на интеллектуальном вкладе, чем на сборке. Но поставить не технику, а культуру в основу интеллектуальной сферы? Это было необычно и даже поначалу не воспринималось всерьез.
Хорошие идеи часто возникают из отчаянных ситуаций. Ху Цзиньтао и его соратники – представители поколения "культурной революции", когда культура разрушалась, большей части людей, чьи школьные или институтские годы пришлись на 60 – 70-е, не дали учиться. Нация очень хотела восполнить эту дыру между поколением уцелевших творческих стариков и теми, кто получал образование уже в другом Китае, в конце 80-х или позже. Образование, культура – что-то вроде несбыточной мечты этого поколения, хорошо понимающего, какие тут унаследованы проблемы.
Проблемы давние: в XIX веке, "веке упадка", китайские ремесленники и художники считали высшим достижением умение скопировать работы прежних эпох. (В наши дни – тоже копируют, ну, скажем, истребители или одежду, этим знамениты). А XX век – то были нескончаемые революции и войны. Результат был очевиден, например, на полках магазинов одежды те самые 10 лет назад, в дни съезда, намечавшего политический курс для эпохи Ху Цзиньтао. Неуклюжие фантазии на темы традиционного китайского костюма, и т.д. Никакого взлета креативности.
Культура – это деньги
И вот – подведение итогов. Ключевые перемены – в медиа-индустрии, прежде всего онлайновой. Это, по китайским понятиям, тоже культура. 80% электронных медиа перешли из разряда спонсированных государством в категорию "коммерческих", их акции обращаются вплоть до Nasdaq в США. И даже рассказывающая об этом "Жэньминь жибао" хотя и осталась партийным СМИ, но акционировалась, причем акции идут на бирже по категории "А". Контрольный пакет – понятно у кого.
А еще была коммерциализация кино, театра, живописи, издательств – всего того, что еще в 90-е годы субсидировалось государством. Из-за чего, как считают китайцы, местный рынок кино (и не только) начал завоевываться Голливудом и японцами. Госкультура неэффективна.
Сейчас ситуация не такая. Китайское кино вышло на третье место в мире, после индийского Болливуда и Голливуда в США, оно идет на экспорт. За литературу Нобелевскую премию только что дали китайцу Мо Яню. Китайская современная живопись в коммерческих салонах по всему миру уже штурмует отметку в 1 миллион долларов за картину (есть такие художники)…
А начиналось все, повторим, с акционирования, или попросту приватизации. С госбюджета было снято почти 300 тысяч рабочих мест в сфере культуры. Приватизированы (и вы можете купить их акции на бирже) почти 100% издательств, 90% киностудий, хотя с театрами и цирками все сложнее. Что касается политики, то система сохраняет контроль за телевидением (даже при множестве частных телекомпаний), и "общий контроль" за культурой. То есть финансовый.
Последнее несложно. Оказалось, что работники в этой сфере начали гораздо больше зарабатывать, а сами компании – прежде всего в кино – оказались прибыльными, государство и частный бизнес начали в них больше инвестировать уже попросту ради прибыли. Если это контроль, то не затратный, скорее наоборот.
Понятно, что культура становится прибыльной, если ВВП на душу населения превысил, как это произошло в Китае в 2011 году, 5 тысяч долларов в год. То есть культуру подтягивает вверх общая экономическая картина. Но сейчас, когда подводятся итоги всему эксперименту в целом, оказалось, что связь есть и обратная.
Выяснилось, что эта отрасль экономики росла в 2008 – 2010 годах абсолютно рекордными темпами в 24,2% в год. Культура стала первой по развитию, обогнав по темпам роста торговлю, экспортное производство – что угодно, и по данным на 2010 год превратилась в отрасль объемом в 172 миллиарда долларов, или 2,75% всей экономики. А в 2015-м ожидают достижения рубежа в 5%.
То есть "рост, основанный на культуре" расшифровывается просто: сама по себе культура растет и дает прибавку ВВП. Но можно и посложнее, хотят тут с точными цифрами пока плохо. Китайские экономисты считают, что неожиданно выявилась "несущая конструкция" завтрашней экономики страны. Креативность, раскрученная в сфере культуры и искусств, начинает проникать в смежные отрасли – индустриальный и архитектурный дизайн, мебель, индустрию моды, электронные медиа… В общем, это инновации, но идущие из мастерских, а не лабораторий.
Сейчас в упомянутом газетном материале говорится, что китайские компании в этой сфере заняты приобретениями и слияниями на зарубежных рынках: новые горизонты, новый источник идей и инноваций.
И в порядке послесловия: демонстрации протеста в Китае кто только не устраивает. Крестьяне – против захвата их земель под отели, горожане – против расширения химического производства под боком. А городской "креативный класс" как-то в протестах не замечен. Хотя в интернете высказывает все, что думает, и очень креативным образом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции