Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.
Кризис, социальная нестабильность и материальные трудности напрямую не влияют на количество психических расстройств, а лишь способствуют их проявлению, говорят эксперты. В нашей стране нездоровая психическая ситуация усугубляется исторически сложными отношениями граждан с психиатрией, боязнью врачей и клейма "психически больной".
Среди лидеров по нездоровью
10 октября – Всемирный день психического здоровья. Отмечается он во всем мире уже 20 лет, а в России, по традиции, Центр социальной и судебной психиатрии имени Сербского проводит день открытых дверей для журналистов и озвучивает шокирующие цифры.
По данным главного специалиста-психиатра Минздравсоцразвития России Зураба Кекелидзе, исполняющего обязанности директора Центра Сербского, 450 миллионов человек в мире сегодня страдают психическими расстройствами – то есть каждый пятый из нас.
Психические заболевания занимают третье место по распространенности среди других болезней, поражающих человечество. Руководитель Центра правовой и психиатрической помощи в экстремальных ситуациях Михаил Виноградов считает, что большая часть пациентов, которые обращаются с различными проблемами к терапевтам, гинекологам, хирургам, на самом деле – больные со скрытыми депрессиями и другими психическими проблемами.
"По количеству психической патологии Россия занимает 3-е место в мире", – утверждает Виноградов. А по многим тяжелым психическим отклонениям – лидирует.
Где тонко, там и рвется
Проблемы с психическим здоровьем россиян принято объяснять тяжелыми условиями жизни. "Нестабильность, материальные сложности, резкое изменение социальных норм или их полное отсутствие, неуверенность в завтрашнем дне – все это самым неблагоприятным образом сказывается на психическом здоровье", – говорит психиатр Михаил Виноградов.
Впрочем, некоторые эксперты подчеркивают, что все эти факторы напрямую не влияют на количество расстройств, а лишь способствуют их проявлению.
"Как показывают исследования, психическое здоровье, вопреки распространенному мнению, не очень-то коррелируется с внешними событиями: кризисами, войнами и всем остальным. Процент психически нездоровых людей остается примерно одинаковым во все времена", – говорит врач-психотерапевт Константин Ольховой.
По мнению специалиста, все дело в том, что при стабильно комфортных условиях человек с психическими расстройствами относительно скомпенсирован и в обществе не очень заметен. Но, как только внешняя ситуация ухудшается, его проблемы выходят наружу, по принципу "где тонко, там и рвется".
Как ребенок-аллергик живет себе с еле заметными пятнышками на щеках, но только до тех пор, пока не наестся шоколада – и весь не покроется сыпью. "Тяжелая жизнь укрепляет человека психически здорового, а людей с психическими проблемами ослабляет, они ломаются", – говорит Ольховой.
А вот что, по мнению эксперта, напрямую сказывается на психическом здоровье нации, так это безграмотность в области психического здоровья, предрассудки, недоверие к врачам: "Не хуже стало со здоровьем, хуже со оказанием помощи".
Не хочу лечиться
Закон "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" был принят 2 июля 1992 года (кстати, именно в тот год по инициативе Всемирной федерации психического здоровья начал отмечаться День психологического здоровья) и по сей день является главным нормативно-правовым актом, регламентирующим лечение психически нездоровых людей.
В советское время психиатрия регулировалась только закрытыми указами. А как написано в преамбуле к нынешнему закону: "Отсутствие должного законодательного регулирования психиатрической помощи может быть одной из причин использования ее в немедицинских целях, наносить ущерб здоровью, человеческому достоинству и правам граждан, а также международному престижу государства". Так оно и происходило: в Советском Союзе психиатрия применялась в борьбе с инакомыслием.
"Когда принимали закон, руководствовались благой идеей, боролись с жупелом карательной психиатрии, – говорит Константин Ольховой. – Только не надо забывать, что кроме пяти процентов карательной, в Советском Союзе было 95 процентов нормальной психиатрии. Закон-то ввели, очень сильно ограничили возможности психиатрии, но забыли одну вещь – если что-то законодательно запрещается, надо создавать другие рычаги работы". А их, по мнению врача, сегодня нет.
Согласен с коллегой и психиатр Михаил Виноградов: "Сегодня любой психически больной человек от лечения может отказаться и остаться без адекватной помощи. Это большая проблема именно для больных – они не осознают, что с ними. Болезнь прогрессирует и становится неизлечимой, больные обречены на криминализацию, выпадение из общества".
По мнению Константина Ольхового, 90 процентов бомжей на наших улицах попали в такое положение как раз в результате психической болезни, эти люди нуждаются в психиатрическом лечении.
"По некоторым данным, от 50 до 80 процентов алкоголизма – это не первичное явление, а заболевание на фоне какой-то психической патологии, – говорит психотерапевт, – и вполне излечимо, если вовремя провести адекватную психотерапию и лечение антидепрессантами".
Но заставить человека лечиться по нынешнему законодательству практически невозможно.
"Недобровольное" психиатрическое лечение (не путать с "принудительным", когда уголовное наказание больному преступнику заменяется лечением) назначается в трех случаях: когда человек опасен для окружающих, когда он опасен для себя и когда, в силу психологических особенностей, больной не способен элементарно позаботиться о себе настолько, что это создает угрозу его жизни.
Решение о необходимости "недобровольного решения" выносится коллегиально и в судебном порядке.
"Если у больного бред преследования, пока он не выйдет на тропу войны и не начнет бегать с топором по улицам за преследователями, его никто не может лечить без его согласия, – говорит Виноградов. – А когда он вышел с топором, уже лечить поздно".
Вы не псих!
Не добавляет психического здоровья россиянам и элементарная психологическая неграмотность. По мнению специалистов, большинство из нас пребывает в плену мифов, навязанных предрассудков, неоправданных страхов.
"В обществе популярен образ психиатра-убийцы в белом халате", – отмечает врач-психотерапевт Константин Ольховой. По его наблюдениям, люди думают, что, придя в психоневрологический диспансер, ты немедленно получаешь диагноз, с которым не поступить в институт, не найти нормальную работу, не получить водительские права. И станешь инвалидом всю жизнь.
Это предрассудок. "В любом психоневрологическом диспансере вы увидите рядом с регистратурой плакатик. Там четко написано, кому и когда могут сообщаться сведения о психическом здоровье человека. Это прокурорский судебный запрос и ряд организаций, при трудоустройстве в которые требуется справка о состоянии психического здоровья: милиция, авиация и для водителей автобуса. И все", – рассказывает врач.
Еще один, по его наблюдению, широко распространенный в народе миф – боязнь психотропных лекарств и уверенность в том, что от них развивается моментальная зависимость: "На самом деле только две группы лекарств вызывают зависимость: снотворные и транквилизаторы – их применение в психиатрии крайне ограничено. Но на нейролептики и на антидепрессанты зависимость не развивается, у них вообще другой механизм". При этом без фармакологической терапии многие психические расстройства вылечить невозможно.
По мнению специалистов, единственный способ поправить психическое здоровье наших граждан – это пропаганда здорового психического образа жизни: нужно создавать положительный образ врача, развенчивать мифы и предрассудки.
А главное, доказывать людям, что, если они пришли за помощью, это не значит, что теперь на них весит клеймо "псих". Просто это значит, что они решают свои проблемы, на что имеют полное право.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции