Алена Солнцева, спецкор "Московских новостей", для РИА Новости.
Амбициозное решение создать в Санкт-Петербурге "беспрецедентное" международное кинособытие – Кинофорум, объединяющий сразу четыре разноформатных кинофестиваля, – было принято еще при прежнем руководстве города. Воплощать его в жизнь пришлось уже в других условиях.
Первый опыт показал сильные и слабые стороны этого неоднозначного проекта. Городская власть, объявив себя главным заказчиком, взяла на себя ответственность за будущее фестиваля, пообещав советоваться со всеми участниками и учитывать по возможности все интересы.
Время собирать
Под общей вывеской Кинофорума в сентябре одновременно прошли Петербургский международный кинофестиваль, Международный кинофестиваль неигрового, анимационного и документального кино "Послание к человеку", Фестиваль студентов киношкол мира "Начало" и Всероссийский кинофестиваль "Виват кино России!". У каждого фестиваля – свой регламент, свое расписание и свои зрители.
Зачем нужно было объединять все кинофестивали? Этот вопрос обсуждается с того момента, когда теперь уже бывший председатель комитета по культуре СПБ Дмитрий Месхиев презентовал свою идею. Главным в ней было желание массированного воздействия на горожан, желание которых смотреть кино в кинотеатрах заметно ослабло.
Считалось, что если на город обрушить сразу много фильмов, встреч, гостей, то возникнет особо притягательное праздничное пространство, воздействующее на публику грандиозностью масштаба.
Практика показала, что в таком формате есть свои достоинства и недостатки. С одной стороны – возможность консолидировать усилия по организации, своего рода стратегия кулака. С другой – столкновение интересов и неминуемая конкурентная борьба, которая не всегда в наших условиях приводит к положительным результатам.
Три в одном и еще один
Один из четырех участников, международный фестиваль документального кино "Послание к человеку", проводится уже давно, более 20 лет, имеет категорию фестиваля класса "А", входит в международные рейтинги, и в последнее время, под руководством нового президента режиссера Алексея Учителя, стал снова наращивать мускулы.
Судя по всему, "Послание" стремится сохранить самостоятельность, а при оптимальном раскладе и поглотить новый международный кинофестиваль, вместе с его бюджетом, покровительством властей и большими надеждами.
Алексей Учитель уверен, что Петербургу было бы лучше сделать ставку именно на "Послание", в программу которого можно было бы включить и игровое зарубежное кино, пока без конкурса, как информационный показ, а конкурс проводить только документальный. И тогда действительно можно будет собирать самые сливки.
За долгие годы существования в условиях очень ограниченного бюджета фестиваль подрастерял свою репутацию, и сейчас только начинает ее восстанавливать. Но сегодня "Послание" – не часть, а партнер Кинофорума, партнер ревнивый и соперничающий.
Фестиваль "Виват, кино России" тоже существует давно, но прежде имел лишь призы зрительских симпатий, а с этого года ввел профессиональное жюри и национальный конкурс, в котором победил фильм Михаила Сегала "Рассказы". Участники и гости этого форума очень хорошо знакомы российскому зрителю, но увы, не слишком вписываются в международный контекст.
Отдельно существует и международный фестиваль студенческого кино "Начало", хотя его участники как раз могли бы составить публику для трех других.
Президентом объединенного Кинофорума хотели сделать популярного кинорежиссера Станислава Говорухина, но тот отказался, и президентом стал не менее популярный актер Василий Лановой, секс-символ старого советского кино, который немедленно сформулировал задачу: "Нам нужно опять становиться великой державой, в том числе кинематографической".
Что касается собственно Санкт-Петербургского международного фестиваля, то он проводится в третий раз, и в третий раз меняет формат. В прошлом году фестиваль проводили летом, в разгар белых ночей, председателем его оргкомитета была тогдашний вице-губернатор Алла Манилова, а президентом – Алексей Герман. Тогда гостей и участников буквально ошарашили роскошью приема – гостинцы, вечеринки и концерты мало соответствовали скромной роли кинопрограммы, которую показывали в технически плохо оснащенных кинотеатрах и бесплатно на больших экранах под открытым небом на Дворцовой площади, площади Искусств и в Александровском саду.
Новая команда под руководством Марии Авербах, взявшаяся за организацию Третьего кинофорума, не ставила грандиозных задач, а приоритетом объявила интересы публики. Питерскому зрителю – сочли организаторы – нужно показать те фильмы, которые он не увидит в прокате, но которые заслужили внимание крупных западных фестивалей. Или шедевры, о которых многие знают, но не видели на большом экране.
При этом фильмы, привезенные в Питер в этом году, не хуже прошлогодних – это качественное фестивальное кино, не купленное для России. Слабое место программы – отсутствие специфики. При гигантской конкуренции международных фестивалей выигрывают те, у кого есть внятная направленность, четкое позиционирование.
Может показаться, что это не так уж важно – в конце концов, какая разница, был ли хороший фильм показан уже много раз в других городах? Но фестивальная политика – тонко настроенный инструмент.
Высокий фестивальный рейтинг – это приманка для фильмов, режиссеров, иностранной прессы, и в конце концов – экономия бюджета, поскольку на интересный смотр национальные киноинституты могут отправить фильм и за свой счет, а на слабые – только за деньги, и то неохотно.
Зарубежные наблюдатели утверждают, что очень заинтересованы в крупном международном кинофестивале в России – поскольку Московский фестиваль давно не престижен. Но пока в политике Санкт-Петербургского Международного нет ничего многообещающего. Не хватает своего ракурса, понятных критериев отбора, хорошей национальной программы, видеотеки, возможности общения.
Пока Кинофорум имеет преимущество только в одном: Петербург – очень красивый город с отличными музеями.
Фестиваль как праздник
Проблема в том, что в российской ментальности фестиваль – не место для работы. Душе российского человека (живущей и в высокого ранга чиновниках) хочется размаха, приметы которого известны: настоящий праздник состоит из громкой музыки, нарядных актрис, известных актеров, вкусного угощения, обилия вина… И все это желательно на фоне роскошных интерьеров. Кино же и вовсе можно не смотреть, а уж если смотреть, то добрые, смешные или трогательные истории.
Приличный же западный кинофестиваль, который экономит на всем, чтобы показать побольше фильмов, выглядит иначе. Поскольку институт звезд уже рухнул везде, кроме Голливуда, актер мало отличается от обычного человека, режиссеры и вовсе ходят в толстовках и джинсах, везде много неформальной молодежи, сидящей на ступеньках, никаких нарядов, палатки вместо пятизвездочных отелей, велосипеды вместо лимузинов, обсуждения вместо вечеринок… Зато полные залы зрителей на любом сеансе…И никто не возмущается ни количеством насилия, ни откровенным сексом, ни самыми жесткими социальными разоблачениями.
Питерский кинофорум пытается объединить обе модели.
Приемы – под грохот музыки, с нарядно накрытыми столами. Участники и гости прошли по никуда не ведущей красной звездной дорожке, проложенной по Малой Садовой улице. Про звезд Мария Авербах сказала уклончиво: "те, кто приедет к нам, и есть самые настоящие звезды, только вы об этом еще не знаете". Зато председатель жюри ПМФ Эмир Кустурица – именно тот человек, который нужен для подобного события – он хорошо известен, импозантен, еще и сам поет и играет на гитаре… Для киноманов был дополнительный бонус – возможность увидеть на экране его ранние фильмы.
Чем привлекать зрителей
Сколько человек посетило объединенные сеансы всех четырех фестивалей, еще не подсчитано, но организаторы надеются, что цифры буду вполне утешительные. В кино ходили.
Фильм Бергмана "Фанни и Александра", снятый ровно тридцать лет назад, даже показали дважды – столько было желающих. Впрочем, на куда менее известном старом фильме "Проклятие" Белы Тарра тоже был полный зал… Публика хорошо шла и на известные отечественные фильмы, даже уже прошедшие в прокате.
Но вот современные, хотя и признанные в мире кинематографисты, например турецкий режиссер Нури Бильге Джейлан или филиппинец Брийанте Мендоза, посетившие кинофорум, не вызывали особого интереса ни у журналистов, ни у публики.
Документальное кино вызывает споры
У документального кино есть дополнительный ресурс – оно вызывает дискуссии и обсуждения. По крайней мере, три фильма конкурсной программы фестиваля "Послание к человеку" сопровождались легким кипением эмоций.
Понятно, что фильм "900 дней" Джессики Гортер не мог остаться в Петербурге незамеченным. Автор уже показывала его в Москве, на "Артдокфесте", но ей очень хотелось, чтобы картину о блокаде Ленинграда посмотрели именно в этом городе. В фильме показаны люди, в детстве пережившие блокаду и вспоминающие о тех днях с учетом прожитой жизни.
Самый яркий эпизод – живущая в старой запущенной коммуналке одинокая старушка Ленина Дмитриевна, которая очень спокойно рассказывает про то, как умерла ее сестра Лялинька, потом мама, потом они с соседкой съели кошку Полосатку… "Мы не герои, мы жертвы", – говорит она. А теперь ей приходит поздравление от президента России – открытка к 9 мая, с пафосными словами... Старушка рисует картины – на той, которую нам показывают – тощая девочка держит кошку, рядом стоит женщина с топором: "Я назвала ее "Каждый хочет жить", – объясняет Ленина.
В фильме много персонажей, судьбы у всех разные, как и отношение к прошлому, но взгляд молодого голландского режиссера сильно отличается от привычного нам.
На обсуждении картины выступила старая дама, заявившая, что и она жила в это время в Ленинграде, слышала и про то, как ели людей, но сама такого не видела, что, по ее мнению, в разговорах о блокаде много преувеличений, да и вообще, она не видит необходимости в смаковании всех, пусть даже и реальных подробностей, потому что в этом нет никакого воспитательного значения. А рассказывать нужно о подвигах – это вызывает гордость за страну, а потому полезно.
Справедливости ради нужно признать, что собравшиеся в зале ее не поддержали, хотя такая позиция распространена куда больше, чем кажется.
Фильм Андрея Грязева "Завтра", показавший семейные будни группы "Война", прославившейся именно в Питере, тоже вызвал большой интерес. Правда, осуждали в основном моральные аспекты воспитания детей на примере младенца Каспера, которого мать берет с собой на акции, кормит колбасой и развлекает игрушками из мусорного бачка – все эти действия зрители однозначно осудили.
Еще один фильм, вызвавший споры уже на уровне жюри международного конкурса – "Транслитки" Эстера Мартина Бергсмарка (Швеция). Эта картина снята на грани между игровым и документальным кинематографом и касается актуальной сейчас в Швеции темы третьего пола – это когда человек не чувствует себя ни мужчиной, ни женщиной. Для отечественной публики эта тема не кажется актуальной, а для многих она и вообще представляется противоестественной.
Как раз грань между естеством и условностями и пытается ощутить этот очень странный фильм, где режиссер вместе со своим другом Эли являются одновременно и авторами, и исполнителями, и героями…
Жюри разделилось: одни, включая российского режиссера Алексея Мизгирева, считали фильм недостойным разговора, а другие, в том числе председатель жюри, известный австрийский документалист Михаэль Главоггер, настаивали на том, что фильм непременно надо отметить. Результатам компромисса стал диплом, а еще авторы фильма получили приз от студенческого жюри. Так что веселые молодые люди пришли к выводу, что Питер – город чрезвычайно дружелюбный для людей нетрадиционной сексуальной ориентации, и собираются приехать туда еще раз…
Скандально запрещенный Министерством культуры РФ сербский фильм "Клип", режиссер которого Майя Милош входила в жюри "Послания к человеку", возможно, тоже вызвал бы полемику (хотя на Московском фестивале он прошел незамеченным), но его не показали. Как сказал Алексей Учитель на заключительной пресс-конференции, "вы же знаете, как у нас это происходит, я не хочу рисковать фестивалем". Все понимающе закивали.
В общем, пока социальная и общественная проблематика волнует публику сильнее, чем художественные достоинства, хотя международное жюри "Послания к человеку" и сделало заявление о предпочтении художественного качества социальному и этическому аспекту. Но для того, чтобы такая точка зрения стала распространенной, нужно, чтобы фестиваль в Петербурге проходил много лет, и все эти годы пользовался поддержкой не только власти, но и общества. Стал модным, популярным, авторитетным…
Революционный Петербург
Петербург, несмотря на давние культурные традиции, – непростой город для нового искусства. Здесь как нигде ценят культуру музейную, освещенную временем, историей. И очень подозрительно относятся к переменам.
Хотя именно здесь – с колоссальным выбросом энергии, питающей потом всю страну – время от времени, как вспышки сверхновой звезды, возникают явления нового, радикального, революционного искусства. А современное кино, как к нему не относись – явление очень динамичное и меняющееся, в своих наиболее радикальных проектах требующее соучастия публики.
Поэтому для превращения Петербурга в мировую киностолицу нужно не только появление нормального фестивального центра, подумать над строительством которого обещал вице-губернатор Василий Кичеджи, но формирование свободной, незашоренной, готовой к открытиям и очень заинтересованной аудитории. К сожалению, это происходит не быстро.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции