Константин Богданов, военный обозреватель РИА Новости.
Перманентная битва за гособоронзаказ (ГОЗ) никак не прекратится. Во вторник в прессе появились сообщения о том, что Государственная программа вооружений на период до 2020 года (ГПВ-2020) якобы может быть отложена на три года.
Назревшая проблема, отразившаяся в этих сообщениях, была оперативно прокомментирована высокопоставленными чиновниками правительства. "Речь не идет о том, что всю программу сдвинуть на три года. Это невозможно", – сообщил министр экономического развития Андрей Белоусов, отметив, однако, что отдельные элементы ГОЗа по ГПВ-2020 могут быть перенесены по срокам.
В сущности, это именно то, чего трезво мыслящие наблюдатели ждали уже как минимум год, когда катастрофическая ситуация с размещением и исполнением ГОЗа стала очевидной. ГПВ-2020 не будет выполнена в срок: те ее части, к исполнению которых не готова промышленность, или к которым нет просчитанного обоснования со стороны Минобороны, "поедут вправо". Три года – срок, выглядящий разумно, но, вполне возможно, не окончательный.
В чем причина того, что механизм оборонного заказа так и не заработал? То, что в государстве не хватает денег на масштабный рост оборонных расходов на фоне повышения социальных обязательств бюджета, было известно давно. Об этом неоднократно (и только публично – с весны 2011 года) говорил, например, бывший министр финансов Алексей Кудрин. Но дело отнюдь не только в нехватке денег, но и в том, как они используются.
Неготовность №1: министерства и ведомства
Начать следует с того, что запуск самого масштабного с советских времен финансирования закупок военной техники и оборонных НИОКР, выводящий российскую армию из двадцатилетних "закупочных каникул", наложился на структурную перестройку административного аппарата Минобороны, отвечающего за контроль ГОЗа.
Фактически к началу 2011 года из-за череды реорганизаций и переездов была утрачена функциональность целого ряда ключевых подразделений. Самой тяжелой потерей стал уход подготовленных кадров. Их место заняли новые лица из команды Анатолия Сердюкова, которые, столкнувшись с валом работы по стартующей ГПВ-2020, тщетно пытались возместить усидчивостью недостаточное понимание специфики работы.
Это еще полбеды. Вторая половина состояла в том, что руководство Знаменки твердо решило отжать военную промышленность досуха. Поступающие по запросам ориентировочные сметы на разработку и поставки боевой техники резались безжалостно.
В условиях того "вавилонского столпотворения", которое получилось из-за реорганизации военного ведомства, оценка проектов зачастую велась только по финансовым показателям, без учета конкретной специфики. При этом на компромисс команда Сердюкова не шла принципиально.
Случаи, когда промышленность умудрялась отвоевать себе хоть что-то, можно пересчитать по пальцам одной руки. Самые заметные – это война Объединенной судостроительной корпорации с Минобороны, в ходе которых Роману Троценко удалось-таки заключить длительные контракты на серийное строительство атомных субмарин на более-менее подходящих условиях.
Кончилось это, к слову, отставкой самого Троценко, изрядно утомившегося бодаться с чиновниками военного ведомства и доводить ситуацию до заключения каждого контракта лично у Владимира Путина.
Неготовность №2: заводы и фабрики
С другой стороны, та промышленность, которая сама без греха, пусть кинет камень в окно белого дома на Знаменке. И это не фигура речи.
Оставим в стороне экспортеров, все эти 20 лет имевших возможность получать валюту, а следовательно – модернизировать производство, сохранять и готовить кадры, нормально вести новые разработки. Возьмем кого попроще, из числа тех, что регулярно жаловались на невнимание государства.
Вот оно пришло, государство это, с чемоданом денег наперевес. И что выяснилось? Образцы – модернизированные 198… года. Станочный парк в таком состоянии, что лучше близко не подходить. Кадры – либо краше в гроб кладут, либо ничего не умеют по причине отсутствия текущей работы по профилю на протяжении энного количества лет.
А менеджмент с вежливой улыбкой выкатывает смету с такими цифрами, что поседеть недолго. В ней, в смете этой, отражено все то, что предприятие, в 1991 еще советском году гордо носившее титул "головного по теме", претерпело за эти два десятилетия. Прямо в структуру себестоимости заложено, включая даже риск того, что никаких заказов еще 20 лет не будет.
Разобрать, собрать, запустить
Сразу вспоминается диалог премьера Горемыкина и авантюриста Манасевича-Мануйлова из пролога климовской "Агонии": "Помилосердствуйте, молодой человек. Нельзя же так грабить! – Нет, это вы помилосердствуйте! Нельзя же так править…". В такой ситуации хоть на три года откладывай выполнение ГПВ-2020, хоть на тридцать три: суть конфликта обречена воспроизводиться с завидным постоянством.
Прошло уже больше года с того момента, как российские правительственные структуры потерпели болезненную неудачу при размещении ГОЗа. С тех пор очень многое стало понятно, кое-что утряслось – однако, как выясняется, помогло это не очень сильно: в мае 2012 года ситуация с размещением заказов в сравнении с 2011-м отличалась в лучшую сторону незначительно. И это несмотря на то, что в середине прошлого года озвучивались обещания разместить весь ГОЗ-2012 еще к декабрю 2011-го.
Военно-промышленная комиссия при правительстве, курируемая профильным оборонным вице-премьером, пока не может выполнить свою главную функцию – стать-таки авторитетной площадкой, на которой оружейники, генералы и чиновники могут искать взаимоприемлемые решения по ГОЗу.
Не заработала она в полной мере в 2011 году, когда вице-премьер Сергей Иванов сохранял молчаливую равноудаленность как от промышленников, так и от минобороны. Не заработала она и в 2012 году, когда Иванова сменил Дмитрий Рогозин, с самого начала занявший позицию защитника отечественной промышленности (что, вообще говоря, не вполне соответствует целям и задачам оборонного сектора внутри правительства).
Возможно, и впрямь есть резон взять паузу в той части заказов, которая не может быть размещена прямо сейчас, и заняться приведением чихающего двигателя в порядок. С одной стороны – точечно влить денег (и людей, что едва ли не важнее) на модернизацию производств, которые будут исполнять отсроченный ГОЗ.
С другой – наладить, наконец, единые и прозрачные процедуры размещения оборонных закупок. Чтобы не возникало ни клинчей, ни навязывания правительственными структурами военным конкретных образцов вооружений. И заодно не требовалось подписания обычных, пусть и крупных, военных контрактов перед первыми лицами государства.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции